При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России на четвертом в этом году заседании совета директоров по денежно-кредитной политике продолжил плавное снижение ключевой ставки, вернувшись к осторожному шагу в четверть процентного пункта и в очередной раз разойдясь с консенсус-прогнозом аналитиков.
Экономисты, опрошенные Рейтер, ближе к заседанию скорректировали свои прогнозы в сторону более решительного шага ЦБР в размере 50 базисных пунктов в среднем вместо четверти процентного пункта, ожидавшейся большинством в конце мая.
Согласно последнему опросу, 15 из 23 опрошенных экономистов предполагали снижение ставки на 50 базисных пунктов до 8,75 процента, и восемь - на 25 базисных пунктов до 9,00 процента.
"Банк России видит пространство для снижения ключевой ставки во втором полугодии 2017 года. В дальнейшем, принимая решение, Банк России будет исходить из оценки инфляционных рисков, динамики инфляции и экономики относительно прогноза", - указал регулятор, убрав из сигнала упоминание динамики нефтяных цен.
Весной этого года после полугодовой паузы ЦБР начал цикл постепенного смягчения политики, сократив ставку на 25 базисных пунктов в марте и на 50 базисных пунктов в апреле.
ИНФЛЯЦИЯ УЖЕ 4,2%
Годовая инфляция к 13 июня ускорилась до 4,2 процента с 4,1 процента в конце мая, сохраняясь вблизи целевого уровня ЦБ.
"Низкая инфляция постепенно приобретает устойчивость. Темпы роста цен становятся все более однородными по регионам и основным группам товаров и услуг. Продолжилось замедление роста цен на непродовольственные товары и услуги", - говорится в пресс-релизе.
Директор департамента денежно-кредитной политики ЦБР Игорь Дмитриев в интервью Рейтер говорил, что тренд на снижение ставки задан, но высокая доля продовольствия в корзине делает инфляцию трудноуправляемой, поэтому будущий урожай для ЦБР - один из значимых рисков.
"Продовольственная инфляция остается на относительно низком уровне, хотя в настоящее время в связи с исчерпанием запасов прошлого урожая наблюдается повышение годовых темпов роста цен на плодоовощную продукцию", - пишет ЦБР, именно этим объяснив краткосрочное повышение годовой инфляции.
ЦБР предупреждает, что инфляционные ожидания населения и бизнеса существенно снизились, но эта тенденция может временно приостановиться на фоне сезонного повышения цен на отдельные виды плодоовощной продукции, к динамике которых наиболее чувствительны инфляционные ожидания.
"Традиционно в это время года проявляются краткосрочные риски, связанные с ожидаемым урожаем, его влиянием на цены продовольственных товаров и инфляционные ожидания", - указал регулятор.
ЦБР видит постепенное оживление потребительской активности, но динамика потребительского кредитования пока не создает значительных инфляционных рисков.
Банк России обещает формировать такие денежно-кредитные условия, которые поддержат стимулы к сбережениям, что ограничит инфляционные риски.
НОВЫЕ РИСКИ И ПРОГНОЗЫ
Банк России в своем заявлении не указал, как был пересмотрен базовый сценарий, хотя до этого несколько руководителей ЦБ допускали повышение нефтяных цен в прогнозе в связи с продлением соглашения ОПЕК+.
"С учетом текущих восстановительных тенденций Банк России повысил прогноз темпов роста ВВП до 1,3–1,8 процента в 2017 году", - пишет регулятор.
В предыдущем прогнозе ЦБР ожидал рост экономики на 1,0-1,5 процента в 2017 году и такого же роста в 2018 году.
"Экономический рост приближается к потенциальному уровню. Одним из ограничений является ситуация на рынке труда, где уже наблюдаются признаки дефицита кадров в отдельных сегментах. В дальнейшем темп роста ВВП выше 1,5–2,0 процента в год будет достижим при условии проведения структурных преобразований", - пишет ЦБ.
По мнению ЦБР, в связи с продлением соглашения об ограничении добычи нефти странами-экспортерами ОПЕК+ краткосрочные инфляционные риски, связанные с динамикой цен на нефть, снизились, но среднесрочные сохраняются на повышенном уровне.
Во-первых, они связаны с дальнейшей динамикой цен на нефть, которые в условиях достигнутых договоренностей начали формироваться на более низком уровне, чем ожидалось.
Во-вторых, усиление структурного дефицита трудовых ресурсов может привести к значимому отставанию темпов роста производительности труда от роста заработной платы.
В-третьих, источником инфляционного давления может стать изменение модели поведения домашних хозяйств, связанное с существенным уменьшением склонности к сбережению.
В-четвертых, сохраняется чувствительность инфляционных ожиданий к изменению цен на отдельные группы товаров и услуг и курсовой динамике.
В-пятых, возможное проведение налогового маневра может привести к временному ускорению инфляции.
Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 июля 2017 года.
обсуждение