При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский Центробанк продолжает вводить пропорциональный надзор на финансовом рынке, с банков он переключился на брокеров и других участников рынка, самым крупным из которых грозит рост числа проверок и ужесточение требований.
Планируемые нововведения ЦБР опубликовал на своем сайте в докладе, который будет обсуждаться с профучастниками до конца августа.
“Какие цели мы преследуем: повышение конкурентоспособности финансового рынка за счет снижения избыточной нагрузки на игроков и повышение доверия потребителей к финансовому рынку за счет того, что надзорные полномочия будут сфокусированы на крупных и проблемных компаниях”, - сказала первый заместитель директора департамента рынка ценных бумаг ЦБР Ольга Шишлянникова.
Всех участников рынка ЦБР поделит на три категории - крупные, средние и малые. Для брокеров категория будет определяться в зависимости от объема совершаемых сделок и количества клиентов.
“Для целей надзора департаменты ЦБР уже разработали такие критерии и показатели, они не будут публичными, потому что мы не хотим, чтобы компании на них ориентировались и пытались себя подогнать под ту или иную группу”, - сказала Шишлянникова.
В отношении игроков будет определяться риск-профиль: зеленый - если ЦБ не видит рисков у компании, желтый - если риски несущественны, но присутствуют, оранжевый - если есть сомнения в финансовой устойчивости и красный - если ЦБ увидит серьезные проблемы, когда требуется ликвидация или финансовое оздоровление.
“На основе этих двух критериев - категория и риск-профиль - будут определяться режимы надзора”, - сказала Шишлянникова.
ЦБР пишет о четырех режимах надзора: от первого, незначительного взаимодействия с регулятором, когда при общении с компанией ЦБ будет ориентироваться на триггеры и сигнальные показатели, до четвертого, который подразумевает очень тесный контакт регулятора с компанией.
“Чем крупнее компания, чем выше ее риск-профиль, тем теснее будет взаимодействие с Банком России, тем больше ЦБ будет запрашивать информации и проводить проверки в отношении компании, осуществлять иные надзорные мероприятия”, - сказала Шишлянникова.
Маленькие компании с незначительным риском будут максимально избавлены от взаимодействия с регулятором, что позволит им сократить свои издержки.
ЦБР не стал выделять в отдельную категорию системно значимых брокеров, потому что не увидел таких на рынке.
“На данном этапе пока, в ближайшей и среднесрочной перспективе, мы не видим таких компаний, которые оказывают влияние на рынок до такой степени, что их уход или еще что-то может повлиять на всех”, - сказала Шишлянникова.
“Оцениваем и группы связанных брокеров, но пока мы считаем, что системно значимых мы не видим даже в рамках групп. Возможно, с развитием рынка мы вернемся к этому вопросу и тогда группу крупных расширим еще и на системно значимые, введем определение понятия системно значимых компаний и будем с ними работать в усиленном режиме”, - добавила она.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ БРОКЕРОВ
В основе пропорционального регулирования лежит соответствие обязательных требований, а также применяемых санкций уровню риска, характеру и последствиям несоблюдения требований для потребителей, отрасли и рынка в целом.
В отношении участников рынка уже частично применяется пропорциональный надзор - они разделены на брокеров, использующих и не использующих средства клиентов.
ЦБР намерен ввести повышенные требования к системе управления рисками брокеров в части стресс-тестирования, для крупных - ввести требования к системе внутреннего аудита, к непрерывности деятельности, повышенные требования к корпоративному управлению в зависимости от категории.
В зависимости от вида деятельности брокера изменится требование к раскрытию информации.
Крупные брокеры должны будут чаще отчитываться перед ЦБР, чем мелкие.
“При снижении интенсивности надзора за НФО в зависимости от ее категории, целесообразно снижать объем и периодичность отчетности в целях оптимизации нагрузки на поднадзорные организации”, - пишет ЦБР.
Сейчас в рамках ЦБР организована рабочая группа для участников рынка ценных бумаг с целью выработки подходов к изменению перечня и состава форм отчетности для мелких игроков, а также срока представления отчетности.
Предполагается, что сведения о внебиржевых сделках мелкие брокеры будут сдавать ежеквартально, остальные - ежемесячно, появятся и новые формы отчетности по видам операций.
Уже в зависимости от вида операций (с использованием или без использования клиентских средств) у брокеров появляются требования по представлению формы отчетности по расчету показателя краткосрочной ликвидности.
Так, после установления нормативного значения показателя достаточности капитала планируется, что малые участники рынка ценных бумаг будут представлять в Банк России только само значение норматива на конец отчетной даты.
“Для средних и крупных компаний мы будем вводить более широкую форму, где они должны показать не только размер норматива, но и все значения показателей, которые они использовали для расчета этого норматива”, - сказала Шишлянникова.
В рамках введения пропорционального регулирования на финансовом рынке Центробанк готов рассмотреть вопрос о снижении требований к минимальному размеру собственных средств, но только у НПФ и после завершения их акционирования и стресс-тестирования.
обсуждение