При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Все больше региональных коллекторов обращаются к ведущим игрокам рынка с предложением консолидировать бизнес. Подталкивает их к этому не только низкая доходность работы по агентской схеме взыскания, но и необходимость сдачи регулятору первой полугодовой отчетности. Эксперты полагают, что лидеров отрасли предложение небольших коллекторов не заинтересует и большинству из них придется покинуть рынок или уйти в тень.
Об участившихся предложениях по продаже бизнеса региональными игроками рассказали "Ъ" участники коллекторского рынка. "В последнее время сразу несколько региональных компаний вышли на рынок с предложением полностью продать свой бизнес,— говорит один из собеседников "Ъ".— Одной из причин такой активизации является то, что до 15 июля все коллекторы, находящиеся в государственном реестре, должны сдать регулятору (Федеральной службе судебных приставов, ФССП.— "Ъ") отчетность за первые полгода работы". По словам собеседников "Ъ", хотя некоторые агентства смогли привести свои показатели в соответствие с требованиями закона для вступления в реестр, сейчас они осознали, что из-за низкой прибыльности бизнеса не смогут соответствовать как минимум требованию по капиталу и будут исключены из реестра. Понимая, что бизнес прогорает, такие игроки пытаются избавиться от оставшихся активов как можно выгоднее, указывают участники рынка.
В законе о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), основные положения которого вступили в силу с 1 января 2017 года, указан ряд требований, которым должны соответствовать все компании, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности граждан в качестве основного вида деятельности. В том числе в законе четко записано, что размер чистых активов коллекторского агентства, включенного в государственный реестр, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, должен составлять не менее 10 млн руб.
Опрос крупнейших участников рынка подтвердил, что они получали предложения о приобретении от небольших коллекторов. "К нам, действительно, обратились два региональных коллекторских агентства с предложением полностью войти в состав компании,— говорит гендиректор "Секвойя кредит консолидейшн" Алексей Терский.— Сейчас мы ведем переговоры, оцениваем перспективность и доходность этих предложений". По словам гендиректора "Активбизнесколлекшн" Дмитрия Теплицкого, им также поступали предложения от региональных игроков о консолидации бизнеса. "Речь шла либо о приобретении активов компаний, либо об их полном поглощении,— подтверждает он.— Но нас данные предложения не заинтересовали".
Эксперты сомневаются, что небольшим игрокам легко удастся продать свой бизнес полностью или по частям (портфели долгов). По мнению директора Национальной ассоциации коллекторских агентств Бориса Воронина, покупать небольшие региональные компании для лидеров рынка экономически нецелесообразно. "Плюсами объединения могут быть действующие контакты региональных компаний и возможность быстро открыть площадку в новом регионе,— полагает господин Терский.— Однако есть риск, что весь персонал придется переобучать, необходимость внедрять новую площадку в IT-инфраструктуру компании может полностью свести на нет все потенциальные бонусы от сделки". По словам Дмитрия Теплицкого, когда компания работает только по агентской схеме взыскания, такой актив может быть интересен исключительно в том случае, если она имеет сильную позицию в каком-то из якорных региональных банков, куда никто больше зайти не может. Впрочем, такие ситуации — редкость. "Традиционно небольшие региональные агентства работают с маленькими банками, у которых фактически нет захода крупных долгов, поскольку они лишаются лицензий и клиенты переходят к крупным игрокам",— отмечает зампред правления коллекторского агентства "Сентинел кредит менеджмент" Александр Савинов.
Отсутствие интереса со стороны крупных игроков может привести к массовому уходу из бизнеса небольших агентств. По прогнозам Александра Савинова, к концу года рынок могут покинуть около 10-15% региональных игроков. "Мелкие агентства будут вынуждены либо уходить с рынка, либо продолжить работать с небольшими клиентами уже вне закона",— отмечает Дмитрий Теплицкий. По его мнению, сокращение числа агентств в реестре может составить 20-25% до конца текущего года.
обсуждение