Понедельник, 18.11.2024
×
Дефолт времени. Иногда ОНИ возвращаются… Житейские истории | Ян Арт

ВСС: Исполнение рекомендаций ЦБ по договорам страхования жизни потребует допзатрат от банков-агентов

Аа +
- -

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин полагает, что исполнение предложений Центробанка о порядке заключения договоров страхования жизни, изложенных в "Обзоре неприемлемых практик и рекомендаций", потребует от банков-агентов дополнительных финансовых вложений.

В опубликованном обзоре ЦБ, в частности, рекомендуется игрокам (банки выступают основным каналом продаж) при заключении договоров инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) и накопительного страхования жизни (НСЖ) "рассмотреть целесообразность организации видео- и/или аудиофиксации действий сотрудника при реализации клиенту продукта ИСЖ/НСЖ со сроком хранения материалов до окончания срока действия договора".

"Реализация этого условия на практике означает для банков-продавцов необходимость затрат на дооснащение техническими устройствами всех рабочих мест сотрудников, которые заключают подобные договоры, - пояснил Дубровин в интервью "Интерфаксу". - При этом банку-агенту понадобится не только видеофиксация процесса заключения договора, но и качественная аудиозапись беседы сотрудника банка со страхователем. Затем банк должен будет обеспечить хранение таких материалов на протяжении ряда лет - до истечения срока заключенного через него договора страхования жизни ". По оценке ВСС, в настоящее время число подразделений банков, в которых клиенты могут заключать договоры ИСЖ и НСЖ, превышает 10 тыс. по стране, число рабочих мест, которые потребуют технического дооснащения, - десятки тысяч.

На пути выполнения рекомендации ЦБ по фиксации процесса заключения договора страхования есть и психологические барьеры. "Не для всех менеджеров банка работа "на камеру" комфортна. Еще сложнее может быть самому клиенту дать согласие на запись беседы, в которой речь пойдет о его личных накоплениях и личных данных. Не все готовы к тому, что эти данные будут где-то храниться годами. Возникает вопрос о границах банковской и страховой тайн", - отметил Дубровин.

Он добавил, что обычно надзорные подходы ЦБ предполагают на первом этапе "мягкий" вариант регулирования - через рекомендации. Если анализ последующей практики показывает сохранение или развитие возникших проблем в конкретном сегменте финрынка, то рекомендации могут превращаться в указания ЦБ.

Исполнение еще одной рекомендации, изложенной в обзоре регулятора по страхованию жизни и касающейся лиц старшего возраста и инвалидов, вызывает сомнения у страховщиков. ЦБ предлагает "провести дополнительную оценку целесообразности инициативных продаж данных продуктов (ИСЖ и НСЖ) потребителям пожилого возраста (70+ лет) и инвалидам". Исключение составляют случаи проявленной клиентом воли к заключению такого договора.

"Мне понятно желание ЦБ уберечь уязвимые категории потребителей от ошибок, вызванных недопониманием сложных страховых программ защиты жизни, однако законодательно у страховщиков и банков нет оснований для выделения этих категорий клиентов в отдельную группу, для формирования специфических подходов к ней. Такое решение финансового института вообще может расцениваться как политика дискриминации. А это, в свою очередь, противоречит базовым подходам ЦБ, который настаивает на равенстве отношения финансовых институтов ко всем клиентам, в том числе с особенностями, к людям преклонного возраста", - пояснил Дубровин. Помимо прочего, он обратил внимание на то, что не всегда визуально можно определить наличие инвалидности у посетителя офиса банка или страховой компании, а также ее степень.

В обзоре ЦБ содержится рекомендация участникам рынка "устанавливать разумное вознаграждение и планы продаж агентам и сотрудникам, осуществляющим реализацию ИСЖ/НСЖ, которые бы исключали практики недобросовестных продаж данных продуктов".

Рекомендация поддерживается ВСС в принципе. Вместе с тем Дубровин оценивает сложившуюся практику установления комиссий агентам при заключении договоров ИСЖ и НСЖ разнонаправленной. "По данным ВСС, ряд крупнейших игроков уже снизили уровень комиссий при заключении договоров инвестиционного страхования жизни, но есть компании, которые их повышают. Средний уровень комиссионных в ИСЖ в целом по рынку составляет от 5% до 12% по пятилетнему договору. То есть в среднем примерно 2% за каждый год действия договора, что сопоставимо с рыночной стоимостью комиссий за услуги доверительного управления средствами клиента управляющими компаниями в год", - привел пример Дубровин.

Он добавил, что борьба с мисселингом ведущими страховщиками жизни и их банками-агентами активно ведется, в списке ограничительных условий для продающих сотрудников таких игроков насчитывается больше двух десятков позиций, соблюдение которых исключает введение в заблуждение потребителей. Широко применяется практика "приветственных звонков" клиентам после заключения договора с целью проверки осознанности принятого финансового решения. Если потребитель недопонял условий программы, он может воспользоваться "периодом охлаждения" и досрочно расторгнуть договор ИСЖ или НСЖ в установленный для этого срок.

Вместе с тем Дубровин допустил, что "регулятор может видеть и негативные примеры поведения игроков на рынке страхования жизни, случаи применения недобросовестных практик. Публикация обзора и появление рекомендаций предупреждает таких игроков: регулятор внимательно наблюдает за ними, за соблюдением прав потребителей".

В целом, согласно данным ВСС, в сегменте ИСЖ и НСЖ наблюдается тенденция к снижению числа жалоб потребителей на фоне роста числа заключенных договоров. Это означает, что практика мисселинга в страховании жизни в целом идет на убыль, а усилия ЦБ и ВСС по его блокировке дают положительные результаты, считает вице-президент ВСС.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
344
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Решит ли ипотека квартирный вопрос? Решит ли ипотека квартирный вопрос? Была у лисицы избушка ледяная, а у зайца – лубяная… Как вы помните, когда лисье и́глу растаяло, началась свара, которую прекратил петух с косой через плечо. Так что квартирный вопрос – дело не только советского прошлого и российского настоящего, корни его куда глубже. Xiaomi снова повысила планку по поставкам электромобилей на фоне растущего спроса Xiaomi снова повысила планку по поставкам электромобилей на фоне растущего спроса Китайский технологический гигант Xiaomi в третий раз повысил свой годовой план поставок электромобилей, рассчитывая продать 130 000 единиц в 2024 году. Об этом стало известно из заявления компании, сделанного на фоне впечатляющего роста квартальной выручки на 30,5%. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »