При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Личный опыт.
Когда на первое место выходит инстинкт выживания - все остальные моменты становятся менее значимыми.
Перед тем, как все мы оказались в режиме самоизоляции, мы с командой успели собраться и провести двухдневную стратегическую сессию. Обсуждали и работали над стратегией компании и планированием. Часть сессии мы посвятили карантину и кризису, а именно как эпидемия влияет на рынки, предпринимателей и инвесторов и на компанию в частности.
Вот несколько явлений, влияющих на рынок, которые мы сформулировали:
- Многие вещи, которые до этого были неестественными - стали естественными. Например, если раньше было странно делать конференции на 40 коллег в Zoom, то сейчас это в порядке вещей. Было неестественно для большинства, что дети не в школе, а учатся онлайн, то сейчас с этим все столкнулись.
- Платежеспособные клиенты с деньгами менее охотно расстаются с деньгами и покупают продукты и услуги не первой необходимости. Из-за давления ситуации люди могут приостановить финансирование проектов или недофинансировать их развитие, даже если их не увольняли и денег у них меньше не стало. Просто сейчас время такое.
- Неопределенность сильно влияет на инвесторов. Сейчас нет базы для принятия решений. Какие-то бизнесы сейчас упали, и непонятно, как они вырастут в период восстановления. Какие-то бизнесы, наоборот, получили всплеск спроса, кратно больше заказов и продаж, однако это не показатель их успешности в будущем, и это не значит, что после кризиса этот рост останется с ними. Объем крупных венчурных инвестиций будет сокращен.
- Позитивная динамика не исключена. Налог на доход от вкладов, стимулирование (по причине скачка курса) импортозамещения и налог на перевод средств в офшорные зоны может дать неплохую динамику инвестирования в малый и средний бизнес (акцент на онлайновый) и наращивание M&A активности по мнению нашего инвестиционного менеджера
- Удаленная работа. Многие и раньше работали удаленно, и для нашей команды это не ново. Насколько теперь это должно быть системно, чтобы приносило необходимые результаты, а может даже сверх результаты - это важный вопрос. Одна из задач руководителей, по моему мнению, эту системность организовать.
- Многие услуги перейдут в онлайн. Про образование все поняли, что оно перейдет в онлайн, вопрос только в том, в каком сегменте и с какой скоростью. Но и многие услуги перейдут в онлайн, например агентские услуги, юридические и бухгалтерские. У них будет лендинг и географически распределенная команда. Те же услуги, которые они оказывали, они будут оказывать удаленно. Определенно, появятся новые рынки нишевого роста. Пока на текущий момент не понятно.
Формулируя, проговаривая эти явления, мы применили их к нашей компании, и постарались определить, как уменьшить ущерб и найти новые возможности, проистекающие из кризиса. Такие упражнения помогли нам составить уже пошаговый план действий на ближайший квартал, быстро ввести некоторые правила организации работы в режиме карантина и двигаться дальше.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/solovyov.alexey
обсуждение