При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Затянувшее ралли на американском рынке и какая связь между нобелевским лауреатом по экономике и Страной Советов.
На месте Нобелевского комитета я бы иногда, а может и почаще, присуждал бы премии не за открытия, а за популяризацию экономики. Экономика не физика же, тут можно обойтись без открытий. Зато какой эффект! Всю неделю в своей ленте я встречал посты про Ричарда Талера. Тема поведенческих финансов пришлась по душе не только экономистам и трейдерам – её активно отработали центральные телевизионные каналы. Не то, что выбор нобелевских лауреатов в прошлом году. Если кто забыл премию вручили за «Теорию контрактов в неоклассической экономике». Так и вообще экономикой перестанут интересоваться. То ли дело Талер - тут касается каждого из нас. Как нам продают товары так, чтобы мы оставались уверенными, что сами делаем этот выбор и этот выбор осознанный, основанный на логике.
«Развенчание» мифов
Константин Сонин комплементарно пишет, что работы Талера про «что люди считают, что делают свободный выбор, а у них на самом деле работает «эффект эндаумента», заставляющих их ценить то, что случайно получено. Про то, «как люди - и большие инвесторы, и маленькие - теряют деньги из-за нерациональной близорукости в отношении краткосрочных потерь. Про то, в конце концов, как люди покупают то, что им дали подержать в руках магазине».
Ну а если быть совсем откровенным, то величайшее открытие 20 века в том, что наше экономическое поведение в высшей степени иррационально, мы не способны к более-менее серьёзному анализу, а на принятие решений влияют как случайные, так и заготовленные вездесущими маркетологами фокусы. Да, надо признать, что доктор экономических наук порою демонстрирует такую вопиющую финансовую безграмотность, что даже школьник бы покраснел. Но этот доктор, купив какую-нибудь ненужную вещь за немалые деньги будет тщательно скрывать это, а студентам рассказывать, какие хитрые ловушки расставляют ритейлеры. Тут нужно оговориться, потому что и сами ритейлеры мало что понимают в поведении покупателя. Да, при прочих равных запах свежей выпечки притягивают людей, как и красный цвет и прочее, и прочее. Но на самом деле наше подсознание ещё тот ящик Шрёдингера и мы знаем, что там происходит ненамного больше, чем тысячи лет назад. Зато у нас есть Талер, который потратил 40 лет, чтобы помочь человечеству не остаться один на один с тёмными неведомыми силами. Как пишет Алексей Саватюгин, Талеру пришла в голову идея подталкивать человека - этого жалкого существа - к принятию «правильных» решений.
Талер рядом с Марксом и Лениным
«Правильность решения, определяет, естественно, подталкивающий. Сам Талер предлагает варианты мягкого подталкивания, не ущемляющих свободу выбора, вроде тех, которые используют мерчендайзеры, раскладывающие продукты на полках универсама специальным образом, описываемом в учебниках по поведению потребителей», - пишет Саватюгин.
Да, миссия Талера была осчастливить всё человечество. Так сказать, силком затащить его в рай, даже если он туда не хочет. Чувствуете посыл? Большевистский, абсурдный и утопичный.
«Поведенческая экономика подводит научную базу под государственный патернализм. Патернализм - вот суть российской государственной политики.
Как это выглядит на практике?
- вы глупые, не знаете что такое валютная пара, поэтому не можете играть на рынке форекс;
- вы глупые, поэтому не можете заниматься криптовалютами;
- вы глупые, поэтому мы за вас сами перечислим пенсионные накопления;
- вы глупые, поэтому мы ограничим вам проценты по кредитам;
- вы глупые, поэтому мы за вас решим на какую карточку переводить вашу бюджетную зарплату;
- вы глупые, поэтому мы запретим вам покупать пиво по ночам (ой, это уже про другого регулятора, но суть одна и та же).
Ну и так далее. Грустный это повод – нынешняя премия по экономике. От отчаяния куда бежать? Тем более нынче на дворе холодная дождливая осень.
Они растут и растут, а почему – никто не знает
Вторая тема прошедшей недели, как вы понимаете, связана с первой напрямую. Американские рынки растут вопреки всем прогнозам и неоднократным предупреждениям бесчисленных гуру финансов. Экономисты уже исчерпали все возможные аргументы, почему рынок «скоро падёт». А рынок растёт себе и растёт. Правда в последнее время стало происходить и впрямь нечто уникальное.
- В пятницу 13-го был установлен новый абсолютный рекорд по уровню внутридневной волатильности индекса S&P500 для электронных торгов. В среднем за последние 20 торговых дней внутридневное отклонение индекса не превышало 0.35% - так низко не было никогда! Ситуация уникальна тем, что происходит демонтаж и уничтожение всех алгоритмических систем на рынке и каких-либо спекулятивных стратегий. Вообще нет движений внутри дня. Рынок открывается, растет на 0.2-0.3% и закрывается. На рынке никого не осталось. Обороты торгов на электронной сессии (без учета внебиржевых торгов) на минимуме за 15 лет», - пишет Павел Рябцев.
Экономист назвал нынешнее состояние рынка «нулевой восприимчивостью». С другой стороны, теперь – на какое время можно смело забыть про «все эти ненужные календари макроэкономической статистики и корпоративных отчётов, не забивать голову всяким новостным и аналитическим мусором, а просто наблюдать за хроникой пикирующих идиотов».
У Александра Баранова выводы те же, аргументация - другая. Он нарисовал следующий график:
Синяя линия на графике показывает динамику стоимости вложенного доллара США в LTCM фонд, в котором работали лучшие трейдеры середины 90-х годов и в совет директоров которого входили два нобелевских лауреата по экономике.
«Но это не спасло фонд от краха... в 1998. В середине 2000-х легендарный экс-трейдер Саломон Бразерс, основатель LTCM, Джон Меривизер создал новый хеджфонд, который так же стремительно грохнулся в 2008 году... Если кто не сообразил, то 2018 год приближается – ждите», - предостерегает Баранов.
А Илья Азовкин прочитал статью на Bloomberg, которая начинается со слов «R.I.P bears». Её можно перевести как покойтесь с миром, медведи. Остались, то бишь, быки.
«Как правило, когда появляются статьи о полной капитуляции быков или медведей, то экстремум на рынке где-то рядом, и дальше начинается хорошее движение в обратную сторону», - замечает Азовкин.
Но, строго между нами, предупреждения то вполне обоснованы и…рациональны. Но, как открыл нам 20 век, сковырнёшь чуть с виду рациональное, а там…мама дорогая. Тьма египетская и чем дальше, тем страшнее. Да, как были животными, так и останемся. Но нам вполне по силам вычислить шарлатана, который обещает «научить нас не поддаваться уловкам маркетологов».
Да, как там у греческих софистов то? Мир – непознаваем! Однако это не означает, что нужно сжечь все книги. Они нам нужны хотя бы для того, чтобы слишком не расплодились аферисты.
Даже как-то двусмысленно писать об этом в канун столетия великой октябрьской социалистической революции.
обсуждение