При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Куда держим «курс»?
Рубль потихоньку забрался к 80 руб./дол., сразу появились немного истеричные нотки в комментариях. Потянулся рубль вверх на достаточно низких объемах, после завершения налогового периода. Хотя продажи экспортеров нынче достаточно скромные – Минфин опубликовал оценку «налоговых» цен на нефть марки Urals на уровне $47.9 за баррель, фактические цены продажи, конечно, выше, но экспортерам нет резона продавать больше валюты, чем им нужно. Тем более, что они достаточно много инвестируют в последние месяцы в перенастройку логистики, сотни невидимых танкеров уже бороздят мировые океаны. Здесь надо сказать, что Индия и Китай в начале года покупали российскую нефть (по таможенной статистике) по цене около $74 за баррель.
На самом деле фактический приток валюты на рынок же чуть больше, чем эти цены, т.к. Минфин продает в рамках бюджетного правила $1.5-2 млрд в месяц (равно ценно добавке ~$6-8 за баррель).
При этом, сальдо текущего счета около $6 млрд – несколько миллиардов в месяц может уходить на зарубежные счета населения (частично импорт) и выкуп ценных бумаг (например, еврооблигаций). Помимо этого, активно идет выкуп активов у нерезидентов (например, выкуп доли Shell в проекте Сахалин 2, выкуп Татнефтью Nokian Tyres, выкуп ГПН Salym Petroleum и т.п.) в общем-то различные выкупы разного объема идут постоянно. Это, конечно, в основном реализуется через сокращение продаж валюты экспортерами, сокращая ее предложение на рынке – в феврале по данным ЦБ крупнейшие компании продали валюты на $7.8 млрд (почти вдвое меньше, чем в декабре). Но в будущем будет вести сокращению оттока валюты. Среднесрочно для рубля это скорее в плюс, чем в минус.
Учитывая, что в целом на валютном рынке ликвидность относительно низкая, волатильность курса – это наша реальность, вчера 50, сегодня 80. В последние дни достаточно частый вопрос – почему нефть растет, а рубль падает? Ответ здесь очень простой – выручка от более высоких цен на нефть будет через 1-2 месяца (капитальные потоки ограничены), тогда же Минфин перейдет к определению «налоговой» цены нефти по формуле: Urals, но не меньше Brent – $25 (сейчас это ~$60). Бюджетное правило вполне работает, но основные драйверы сейчас в других сегментах рынка.
Нужно ли сглаживать эту курсовую волатильность – это вечный спор. Волатильность, это безусловно негатив для доверия к валюте, с другой стороны, движения курса – это и есть стабилизатор для импорта/оттока капитала (зачем субсидировать оттоки, кто хочет – выходит по 80). Но устойчивое снижение может создавать и воспроизводить новые оттоки, на системном уровне эти процессы целесообразно ограничивать. Текущие движения курса – это не тенденция, а волатильность.
P.S.: Пока не вижу поводов как-то менять ожидания на конец года в районе USDRUB 70-75
Telegram канал автора: https://t.me/s/truecon
обсуждение