При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Непростая задача для нового правительства.
Сложная социально-политическая и финансово-математическая задача.
1 допустим записали что пенсии должны индексироваться. Возникает вопрос – в каком размере? Или по каким принципам?
– очевидный ответ по инфляции. В общем так и делали раньше. Инфляцию считает правительство. Сколько надо столько и насчитают. Существует риск что методика оценки инфляции (продуктовая корзина) пойдет в разрез с инфляционными ожиданиями.
– пенсии это производная от заработной платы. Профессиональные и индивидуальные оценки базируются на «коэффициенте замещения» – соотношении пенсии и заработной платы. Собственно если зарплаты будут расти быстрее пенсий – то трудовой вклад обесценится. Собственно мы уже столкнулись с валоризацией советского стажа. Кроме того – в послании отмечено необходимость индексации мрот с %четом прожиточного минимума. Много развилок – индексация по темпам роста зп или мрот
– пенсия не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера. Собственно все маленькие пенсии увеличиваются до ПМП за счет средств регионов. Это приводит к искажениям,например: недавний скандал с индексацией пенсии на 1 рубль или отмена доплаты при оформлении накопительной пенсии по программе софинансирования (посчитали что страховая и накопительная пенсии выше пмп). Собственно маленькие пенсии от индексации не становятся больше – это старая проблема. Возникает еще одна развилка как индексировать Прожитоный минимум пенсионера.
– тема ухода. Сейчас при достижении возраста 80 лет пенсия квеличивается, тк существуют возрасто-зависимые заболевания и гражданину нужно больше средств на лекарства и уход. Собственно как индексировать эту доплату?
– пенсии по инвалидности. Отдельная позиция, которая должна рассматриваться с другими мерами социальной поддержки.
2. Если записать обязанность Правительства/Государства индексировать пенсии, то возникает вопрос в экономическом и правовом механизме. Сейчас бюджет ПФР ежегодно утверждается Госдумой, также как и тариф страховых взносов.
– если индексация становится требованием Конституции, то скорее всего необходимо переосмыслить принцип формирования пенсионного бюджета. Первым пунктом должно быть индексация в размере, а вторым уточнение источников для выполнения этого обязательства
– источников на самом деле два: тариф и бюджет. Учитывая что трансфер это 40% доходов пенсионной системы и 20% расходов федерального бюджета, то фактически появляется защищенная строка в бюджете на поддержку пенсионной системы и индексацию пенсий.
– тариф также становится гибким. Тариф отражает соотношение работающих и пенсионеров, долю «белых» зарплат в экономике, и ,в конечном итоге, долю фот в структуре ввп. Появляется новый kpi для экономической политики – рост налогооблогаемой базы и доходов населения. Но текущие тренды – свидетельствуют о снижении базы соцстраха и необходимости повышения тарифа.
– развилка для балансировки – рост тарифа или рост трансферта. Администрирование не дает большей собираемости
3. И все это без учета эффектов старения. Рост продолжительности жизни, особенно в старших возрастах, существенно увеличит социальные обязательства государства
4. И на последок. А надо ли индексировать пенсии выплачиваемые НПФ и СК?
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/evgeniy.yakushev
обсуждение