При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ложка дёгтя в повышение суверенного рейтинга.
Тут в последние дни много позитивных комментариев относительно повышения рейтинга S&P. Представители правительства заявляют об этом решении, как о логичном и даже запоздалом (дескать, у нас всё так хорошо, что могли бы и раньше повысить). Однако, ознакомление с пресс-релизом оставляет крайне удручающее впечатление. На мой взгляд, пресс-релиз рейтингового агентства однозначно свидетельствует о том, что ожидать дальнейшего повышения рейтинга РФ без существенных преобразований в стране не приходится.
- Экономические рост до 2021 года останется слабым: 1.8% в этом году и 1.7% далее. Не могу не привести цитату из пресс-релиза, которая не требует комментариев: «Рост будет ограничен и в силу таких структурных недостатков, как доминирующая роль государства в экономике, неблагоприятный инвестиционный климат и относительно низкий уровень конкуренции и инноваций». S&P отмечает, что «мы можем предпринять позитивное рейтинговое действие в отношении РФ, если тенденция восстановления экономики усилится и многолетние темпы роста ВВП на душу населения достигнут уровня, сопоставимого с показателями стран аналогичного уровня экономического развития». Иными словами, чтобы макроэкономика стала поводом для повышения прогноза, требуется закрепиться на траектории роста 3-3.5% (сейчас S&P оценивает наш рост вдвое ниже, чем в среднем у конкурентов).
- Никаких изменений после выборов и проведения содержательных реформ S&P не ждёт! «Высокие в настоящее время рейтинги общественного доверия к руководству страны могут позволить ему провести в том числе потенциально непопулярные реформы, однако наш базовый сценарий предполагает, что правительство будет использовать этот фактор для поддержания макроэкономической стабильности и восстановления бюджетных резервов на случай возможных стрессовых ситуаций. В основе этого допущения лежит наше мнение об ограниченной результативности реформ в прошлом. В связи с этим мы по-прежнему осторожны в своих прогнозах относительно перспектив значительных улучшений российской бизнес-среды, включая улучшения судебной системы и правоприменения».
- S&P считает, что доминирующая позиция государства в экономике сохранится. «Несмотря на то, что вопросы приватизации и демонополизации регулярно обсуждались в прошлом, фактически принимаемые меры носят противоположный характер, и мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в том, что касается ослабления роли государства в экономике».
- Санкции – однозначно негативный фактор для кредитного рейтинга и развития экономики: «мы полагаем, что текущий режим санкций в отношении России останется в силе в рамках нашего горизонта прогнозирования. Санкции продолжат ограничивать перспективы экономического роста в России и усилия правительства, направленные на диверсификацию экономики, в силу значительной неопределенности для инвесторов и ограничений на передачу технологий»
- S&P ожидает некоторого ослабления бюджетной политики. «Новая бюджетная конструкция должна не только выдержать проверку временем, но и показать свою устойчивость при разных ценах на нефть. Это особенно сложно, учитывая значительный объем расходов, связанных с демографическими факторами и инфраструктурными потребностями, а также политическое давление с целью стимулировать недостаточно быстрый рост экономики и относительно неудачные попытки правительства следовать бюджетным правилам в прошлом. В связи с этим наш прогноз относительно показателей бюджета чуть более консервативен по сравнению с оценкой правительства, и мы ожидаем ослабления показателей».
Макропрогнозы S&P по РФ можно посмотреть здесь:
Общие экономические показатели https://t.me/russianmacro/1172
Монетарные показатели https://t.me/russianmacro/1173
Бюджетные показатели https://t.me/russianmacro/1174
обсуждение