При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Почему у рубля нет шансов?
Когда смотришь на эти замечательные картинки, то складывается впечатление, что у рубля, в принципе, нет шансов против доллара и евро. На самом деле в долгосрочной перспективе так оно и есть. Российскую валюту можно покупать тогда, когда курс иностранной валюты достигает заоблачных высот. А когда российская валюта укрепляется до очередных максимумов и Силуанов по всем экранам и мониторам зазывает покупать ОФЗ – вот тогда надо от рубля избавляться. Ключевое значение, конечно, имеет циклический период на сырьевых рынках. Но об этом чуть ниже.
Технически пара доллар/рубль вышла из восходящего узкого канала. И теперь ей мало что мешает дойти до 72 – там первая серьезная линия сопротивления. А дальше, если пробьем ее – космос. Возможна остановка в районе 80. После 80 – уровень в 86. Ну, а затем – отдаленные районы галактики. Можно, конечно, так ради прикола, попробовать поориентироваться на широкий восходящий канал. Его верхняя граница лежит где-то, наверное, в районе 120. Но это, конечно, сомнительные цели. Да и формальный подход к линиям сопротивления-поддержки – не самая лучшая аналитика.
Что касается евро/рубль – то здесь мы пока находимся в рамках канала, у его верхней границы. Где-то здесь в районе 81-83, вероятно, и остановимся. Если пробьем 84 – то может пойти дальше на 92. Но все это лишь ориентиры и потенциальные цели.
Конечно, чисто технически рубль уже перепродан. Однако глобально у рубля очень плохие перспективы. Лично мне кажется, что нынешнее падение российской валюты не то, что не закончилось. Оно, возможно, еще даже и не начиналось.
И вот почему. Текущее ослабление – пока что в основном результат санкционной политики Западных стран. В первую очередь Вашингтона. У нас на подходе как минимум два санкционных пакета. Это второй пакет от Госдепа, который значительно более серьезный, чем первый – ожидаем его в конце ноября. Вряд ли его не введут, так как вряд ли Путин будет выполнять условия для того, чтобы его не ввели. То есть этот пакет можно считать осенью уже чуть ли не свершившимся фактом с вероятностью материализации в 95%. Другой пакет санкций – уже от Конгресса. И кто их знает, что они там решат, эти американские законодатели. И кроме всего прочего – еще и третий пакет санкций весьма вероятен в связи с делом Скрипалей. Все европейские державы, а также Канада и сами США согласились с выводами Лондона об участии ГРУ в отравлении семьи бывшего российского разведчика. Такое единодушие поражает. Ни Германия, ни Франция заступаться за Россию не намерены. Это значит, что санкции могут быть даже общеевропейскими.
Естественно, на фоне всего этого инвесторы начали еще активнее улепётывать из финансовых активов РФ. А ведь я предупреждал.
В санкционной борьбе ключевой вопрос – это позиция России по Сирии. Пока Путин оттуда не уйдет – давление будет продолжаться. И в будущем возможны и другие пакеты санкций, и четвертый, и пятый, и десятый.
Лишь бы только Путин не начал крутить видосики про то, как он бомбит Германию своими замечательными ракетами с ядерными двигателями. Тогда еще и SWIFT отключат ко всему прочему.
Но кроме геополитического фактора – который, к слову, и один-то сам по себе может ввергнуть нашу страну в состояние “победившего социализма” – существует еще и общая глобальная конъюнктура. Здесь тоже все не очень. Центробанки мира ужесточают свою денежно-кредитную политику. В первую очередь это, конечно же, ФРС. Готовится к ужесточению ЕЦБ. Даже Банк Англии, кажется, что-то там ужесточает, хотя я особо не слежу. Исторически во время таких периодов (ужесточения ДКП) в Штатах разворачивается какая-нибудь рецессия. Цикл мягкой монетарной политики заканчивается. И это касается не только экономики. Но и финансовых рынков, конечно же. Изъятие долларовой ликвидности приводит к ее дефициту. Это больнее бьет, прежде всего, по развивающимся странам – то есть по нам. Сейчас во многих Emerging Markets идет падение валюты и ухудшается ситуация. Ставки по американским гособлигациям тоже растут, и они становятся более привлекательными. Капиталы возвращаются на родину – в развитые страны. Ну, фаза цикла такая. Время собирать камни. Камней на всех не хватит. Так что сорри, кто не успел.
Большой угрозой над всеми продолжает висеть пузырь на фонде. Когда он лопнет – накроет всех. Нет, Россия не тихая гавань. Пора бы это уже понять. Если сам не знаешь – то спроси хотя бы своего министра экономики. Если и он не знает – ну, тады ой. Лучше нужно было кадры подбирать.
Прикольнее всего в такой период начинать дедолларизацию экономики. Это очень своевременно, даже прям не сказать насколько. Скоро будем, как в Венесуэле, деньги лопатой грести и мешками носить их по улицам.
В общем, кроме чисто санкционной истории вскоре к фактору падения российского рубля может добавиться еще и чисто финансовая с глобальной макроэкономической. Пожалуй, они уже начинают оказывать свое влияние.
Да, и чуть не забыл. Мы находимся в понижательной фазе Кондратьевского цикла, которая на мой скромный взгляд далеко не закончена, как того от нее ожидают. Другими словами, в отличие от периода 2000-ых, когда мы наблюдали многолетнее укрепление рубля – сейчас мы будем наблюдать многолетнее его ослабление. Потому что котировки на сырьевые товары (в первую очередь – углеводороды) теперь расти особо не будут. Я ожидаю, что серьезный рост возобновится лет через 10-15. До этого возможны лишь локальные ценовые всплески.
В общем, настоящая адская смесь для российской валюты. Идеальный шторм. Жуткое совпадение факторов.
Но потенциально рублю могут оказать поддержку следующие истории.
Первая – это ограничение поставок нефти из Ирана. Вкупе с тотальным развалом государственной системы в Венесуэле, производство нефти в которой продолжает сокращаться – это фактор для роста котировок жижы. Добыча в США пока стагнирует, застопорившись на отметке 11 млн б/с. А добыча из Исламской Республики уже сокращается. И пока толком не понятно, как они договорятся с Европой, и будет ли Европа продолжать конфликтовать с США по вопросу санкций. Мне кажется, возместить выбывшие объемы предложения не удастся. Это может подтолкнуть нефть осенью вверх.
В то же время осенью (глубокой осенью) мы можем столкнуться с новым глобальным экономическим кризисом. И это наоборот отправит котировки вниз. Предкризисные индикаторы предсказывают, что начаться может уже в ближайшие год-полтора, или даже раньше (в течение месяцев).
Другая интересная история – это то, что сейчас происходит в Ираке. Там уже не первую неделю идут массовые выступления населения, которое недовольно качеством питьевой воды, отсутствием электричества, да и просто хочет нормально жить. Так или иначе, но уже горят административные здания, и даже консульства Ирана. Центром беспорядков является приграничный город Басра. Гибнут люди. Счет жертв уже идет на десятки. Сообщается, что даже есть случаи применения реактивных систем залпового огня типа “Катюша”. Ох, в общем, жесть там самая настоящая. На фоне этого Иран может ввести свои войска. И, видимо, этого от него и ждут. Если начнется война Ирана с Ираком – скорее всего, подтянутся американцы. А вот это уже очередное вторжение. Я уже не первый год говорю, что жду какой-нибудь заварушки на Ближнем Востоке с участием Штатов. Ну, то есть заварушки там постоянно какие-нибудь с их участием происходят. Но в этот раз основная цель – Иран. Если начнется, то котировки на жижу вверх. Рост – в зависимости от степени глубины конфликта. Однако здесь для рубля есть и своеобразная ловушка. Если к конфликту подключится Россия – союзник Ирана – то рост нефти может не скомпенсировать негативных последствий от данного противостояния. Санкционная политика Вашингтона еще больше ужесточится. И тогда даже 100 баксов за баррель могут не помочь. Здесь все очень сложно. Играть на таких факторах – нервное и сомнительное удовольствие. Но если кто умеет, то вперед.
Однако глобально для рубля, на мой взгляд, перспективки, мягко говоря, не очень. Главные риски – чисто финансовые, макроэкономические и санкционные. Это все самый что ни на есть фундаментальный фундаментал. Надежда на рост имеется лишь в связи с дефицитом нефти осенью. Но при этом для нефти тоже есть макроэкономические риски. А технически по ней вообще давно уже тянется месячная дивергенция, которая должна бы завершиться падением котировок. Фактор Ирак-Иран – палка о двух концах. Если в придачу к Сирии завязнем еще и там – то ничего хорошего в этом не будет. Короче, мир бурлит. Следим, как бы не захлебнуться.
P.S. Пока я тут все это карябал – доллар уже стал 70 рублей. Хоп-хей-ла-ла-лей!
обсуждение