При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Загибается низкомаржинальная добыча.
У низких нефтяных цен тоже есть свои плюсы. Их немного, они не прямые, но они есть. Как минимум участникам пакта о выправлении односторонних перекосов в балансе спроса/предложения путем долговременного ограничения предложения не хочется дополнительно серьезно ссориться. Это, безусловно, не есть постоянная по стабильности вещь, но ведь именно дисциплина и монолитность рядов помогают в борьбе с навесом из запасов и низкими ценами.
Второй плюс - это крайне невысокие уровни активности сланцевиков и еще некоторых участников рынка за периметром стран пакта. Согласно статистике, активные сланцевые буровые уже не падают, но и не растут. Получившая мощный удар отрасль сидит в ожидании более высоких цен, но при этом базовое падение добычи никуда не делось, а буровой активности явно недостаточно для поддержания стабильного уровня нефтедобычи. Запас пробуренных, но незаконченных скважин, не столь велик, именно он в краткосрочной перспективе сохраняет добычу, но это гарантированно конечный ресурс.
Резкие локальные снижения нефтяных цен, и отсутствие внятных перспектив роста в ближайшее время, вероятно, также являются весомыми факторами в сдерживании активности прочих производителей нефти, не только сланцевиков. Низкомаржинальная добыча по всему миру медленно загибается, только о ней, скорее всего, не напишут в новостях. Часть уйдет безвозвратно, часть потребует дополнительных инвестиций для возврата, тут ничего нового.
Низкая активность сейчас - это сильнейшее недоинвестирование в моменте. И если прошлый цикл нефтяных цен привел к резкому сокращению затрат, общему повышению эффективности работ, выборочному их проведению и т.д., то сейчас такого задела уже практически нет. Это недоинвестирование уже настоящее, хороший фундамент для дефицита через 2-3 года. В прошлый раз нефтяная отрасль упала с крайне высоких и комфортных уровней существования, но далеко не на дно. Короткий межкризисный интервал показал способность нефтяных компаний восстанавливаться и оптимизироваться, а также решительную готовность залить все вокруг нефтью. Не получилось. Затягивающийся корона-кризис приведет к пересмотру инвестиционных планов и на следующий год, с потенциальным импактом на добычу за двухлетним периодом.
Чего низкие нефтяные цены не принесли, так это здоровой конкуренции с прочими источниками энергии. Согласно последним отчетам европейских супермейджоров стратегия go green фундаментально поставлена во главу угла. Их не пугает плотный и конкурентный рынок ВИЭ, более низкая маржа, необходимость кратно подтянуть экспертизу и компетенции и т.д. Сказано декарбонизироваться - вперед и с песней. Поэтому, похоже, что на выходе из сложившейся печальной ситуации (когда-то же она закончится?!) нефтянка потратит потенциальную сверхмаржу на выплату долгов и дивидендов, а еще на замаливание грехов. Пожуем-увидим.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/pavel.pukhov
обсуждение