При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин РФ планирует потратить 41.5 трлн руб в 2025 году. Много это или мало, с чем сравнить?
По изначальному проекту бюджета расходы на 2024 закладывались в размере 36.7 трлн, далее были расширены до 37.2 трлн, а в проекте бюджета 2025-2027 Минфин РФ допускает рост расходов до 39.4 трлн с дефицитом 3.3 трлн по сравнению с дефицитом 2.12 трлн по последней модификации №175-ФЗ.
Как изменятся расходы федерального бюджета РФ в 2025 году? Минфин предполагает «незадекларированный» бюджетный импульс в 2 трлн руб в конце 2024. Если это так, рост расходов предполагается всего на 5.3% г/г по номиналу или +2.1 трлн, а по №175-ФЗ увеличение расходов на 11.6% г/г или +4.3 трлн руб. Поэтому, смотря с чем сравнивать, 2024 год еще предстоит закрыть по бюджетной росписи.
В таблице представлена расширенная структура расходов федерального бюджета, но сравнить все же стоит с 2021 (досанкционный и доконфликтный год), т.к. основные экономические и бюджетные трансформации начались с 2022.
За 4 года (2025 к 2021) рост расходов федерального бюджета предполагается на колоссальные 16.7 трлн или 67.3%. Накопленная инфляция за три года составит не менее 30% (2024 к 2021 по среднегодовым ценам) по ИПЦ и если инфляция замедлится до 5% в 2025, накопленный рост цен составит почти 37%.
В этом сравнении бюджетные расходы существенно опережают официальную инфляцию – накопленный рост расходов может составить 22% в реальном выражении за 4 года, но здесь важна структура расходов.
Оказывается, что почти 10 трлн в общем росте расходов на 16.7 трлн за 4 года обеспечила только одна категория – оборона.
Очень быстро растут процентные расходы, которые утроились за 4 года или +2.1 трлн, а если сюда добавить нацбезопасность +1.1 трлн и общегосударственные расходы +0.75 трлн, - получается, что 13.9 трлн расходов (83.2% в общем росте расходов) обеспечивают статьи расходов, не имеющие прямого отношения к социальной политике, человеческому капиталу или экономике. С учетом межбюджетных трансфертов уже 85% расходов.
• Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура, кинематография и спорт) в совокупности составят 3.74 трлн в 2025 или рост на 35.8% за 4 года (+1 трлн), что в точности соответствует приросту инфляции при условии, если в 2025 удастся удержать инфляцию не выше 5% и около 8% в 2024.
• Расходы на экономику (национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды) вырастут на 32% или 1.7 трлн за 4 года, что ниже инфляции (незначительное падение в реальном выражении).
• Расходы на социальную политику сократятся 2.7% или 0.2 трлн по номиналу за 4 года или минус 29% с учетом инфляции!
С точки зрения структуры бюджета, человеческий капитал и экономику пытаются удержать в паритете с ростом цен, т.е. нулевой бюджетный импульс за 4 года и фиксируется значительное урезание социальные расходов в пользу экспоненциального роста расходов на оборону.
Расходы на безопасность (оборона + нацбезопасность) составят рекордные в современной истории России 40.9% от расходов бюджета vs 23.9% в 2021 и 26.6% в среднем за 2017-2021.
Какие добавочные расходы на безопасность в связи с фактором СВО? Около 6.5 трлн в год. Общие расходы бюджета в 2021 скорректированные на 35-37% (потенциальная инфляция за 4 года) и умноженные на 0.266 (средняя доля расходов на оборону в 2017-2021) – получается около 9 трлн потенциальных расходов, что на 6.5 трлн меньше плановых расходов на 2025.
Основные приоритеты государственного бюджета РФ в 2025
▪️Если предположить среднюю инфляцию около 8% г/г в 2024 и 5% г/г в 2025, социальные расходы в соответствии с проектом бюджета 2025 обновят минимум, по крайней мере, за последние 15 лет и окажутся на 36% (!) ниже, чем в 2020 (максимум за 15 лет).
До 2023 года социальные расходы были самой крупной статьей расходов, но стремительно уступают первенство оборонным расходам.
▪️На оборону и нацбезопасность потратят в 2025 почти 17 трлн руб vs 5.9 трлн в 2021. С учетом инфляции был установлен максимум за всю современную историю России и почти на 80% выше доконфликтного максимума в 2016.
С 2017 года оборонные расходы резко сократились с учетом инфляции и оставались низкими до 2021 (темп прироста незначительно опережал уровень инфляции), а с 2022 начался параболический рост, выходя на абсолютный и относительный максимум в 2025.
▪️Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) остаются стабильными с 2021 и растут в соответствии с темпами инфляции. Текущая база является максимумом, как минимум, за 15 лет.
Расходы на человеческий капитал сокращались с 2012 по 2017 почти на 38% с учетом инфляции и последовательно начали расти с 2018 с резким выбросом в 2020 и закреплением положительного результата в 2021.
В 2025 расходы на человеческий капитал окажутся по планам на 86% выше, чем минимум в 2017, но лишь на 16% выше уровня 2012 года в реальном выражении.
▪️Минфин РФ планирует резко нарастить расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 почти на 35% г/г или 1.8 трлн руб за счет удвоения расходов на ЖКХ (+919 млрд) и роста в 1.9 раза расходов на охрану окружающей среды (+436 млрд) при увеличении расходов на национальную экономику всего на 12% или +465 млрд.
С учетом инфляции расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 компенсируют сокращение 2022-2024, практически достигая максимума за 15 лет, установленного в 2021, оказываясь в 1.6 раза выше с учетом инфляции, чем в 2017-2019.
В целом, необоронные расходы без учета процентных и общегосударственных расходов стагнируют три года с 2023, что на 15% ниже, чем в 2021 (с учетом инфляции), но на 21% выше, чем в 2017-2019.
Общие расходы в 2025 по всем позициям будут на 22-23% выше, чем в 2021 и на 55% выше, чем в 2017-2019 за счет вклада обороны и процентных расходов (с учетом инфляции).
Telegram канал автора: https://t.me/s/spydell_finance/
обсуждение