При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Не надо вешать ярлыки.
Решение Алексея Навального объединиться с профсоюзным движением и добиваться повышения уровня жизни россиян, в первую очередь, бюджетников, многие эксперты поспешили назвать это «сдвигом влево». В какой-то мере Алексей и сам способствовал этому, заявив, что «демократическая оппозиция должна смещаться в левый центр». На мой взгляд, все это является хорошим поводом посмотреть на эту ситуацию, используя принцип "мухи отдельно, котлеты отдельно!"
Начнем с главного. Для любого политика естественным является стремление расширить свою электоральную базу, для чего нужно искать подход не только к своим сторонникам, но и к тем, кто тебя раньше не знал. Очевидно, у Навального есть устойчивая группа поддержки (можно спорить о ее размерах), которая, судя по всему, исчерпала ресурсы органического роста. Публикация новых расследований и проведение акций протеста, которые жестоко подавляются властями, не дает заметного роста числа сторонников. В этой ситуации, политик может «успокоиться» и сконцентрировать свои усилия на имеющейся группе сторонников, отбивая атаки потенциальных конкурентов. По этому пути идет подавляющее большинство российских политиков, и, возможно, именно поэтому их рейтинги постепенно снижаются и сходят на нет. Думаю, Навальный увидел или интуитивно осознал такую угрозу и поэтому решил попытаться найти новых сторонников.
Соответственно, решив расширить свою базу поддержки, политик должен посмотреть вокруг, задумавшись не только о том, к кому он может обратиться, но и о том, какие проблемы этих людей беспокоят и какие методы решения этих проблем он может предложить. Ключевой тезис Алексея, который он четко проартикулировал еще в ходе своего политического ралли в 2017 г., когда он объехал десятки российских городов: Россия - страна обедневшего населения; бедность, низкий уровень жизни является главной проблемой значительной части российского населения. С этим диагнозом трудно спорить: более половины населения страны живет со среднемесячными доходами, не превышающими 25 тысяч рублей в месяц на человека. Главный политический конкурент Навального, Владимир Путин, шесть лет назад пообещал решить эту проблему для тех людей, чей уровень жизни зависит от бюджета, для чего был подписан майский указ, поставивший весьма амбициозные цели. Можно спорить, были те цели реалистичны или нет, просчитаны были возможности государства в тот момент или нет, но когда после крымской авантюры российская экономика перестала расти, стало понятно, что «Боливар не выдержит двоих». Бюджет не выдержал, и хотя Владимир Путин уверяет всю страну, что цели прошлого майского указа по уровням зарплаты бюджетников были выполнены, сами бюджетники хорошо знают, что это не так.
Простите, но не воспользоваться такой ситуацией политический противник не имеет права. Посмотрите, с каким упорством демократы в США тыкали президента Трампа носом в его обещание построить стену на границе с Мексикой за счет мексиканского бюджета?! Очевидно, что Алексей Навальный решил воспользоваться этой же тактикой и начинает информационную компанию, направленную на тех, кто считает, что президент Путин не выполнил своих обещаний. В лучшем случае после этого ему удастся обрести несколько сотен тысяч или даже миллионов сторонников, которые помогут ему проломить стену, воздвигнутую Кремлем между ним и выборами. В худшем случае эти сотни тысяч или миллионы просто задумаются о том, настолько ли хорош президент Путин, и уменьшат число тех, кто не хочет участвовать в политике, каковых в России, по последнему опросу Левада-центра (имеет статус «иностранного агента»), 70 процентов населения (сумма заявивших «Политика меня не интересует, я не разбираюсь в политике» и «у меня по-прежнему нет возможности влиять на события политической жизни»).
Подведем промежуточный итог: политик Алексей Навальный действует вполне рационально, стремясь расширить число своих сторонников за счет выпячивания провалов конкурента. В таком поведении нет ни правого, ни левого подхода. Это нормальное поведение любого политика в любой стране. Просто в России политиков крайне мало.
Теперь поговорим о том, вправо или влево смещается Алексей Навальный. Любой политик, идущий на выборы или находящийся у власти, заявляет о том, что он хочет повысить уровень жизни. Впрочем, было бы странно, если бы политик говорил обратное – что он хочет снизить доходы населения, - правда?! И это стремление само по себе не является признаком политика правого или левого толка. Это, точно так же как прочный макроэкономический фундамент (низкая инфляция и устойчивый бюджет) не является признаком правой, левой, либеральной или консервативной повестки дня. В сегодняшнем мире низкая инфляция - норма для всех стран, а повышение уровня жизни населения – нормальное обещание для любого политика.
Только добиваться этой цели – повышения уровня жизни – можно разными путями. Можно, например, пойти путем, который предлагает Алексей Навальный, развернув борьбу с казнокрадством и изменяя структуру бюджетных расходов, когда деньги направляются на масло вместо пушек. Понятно, что ни то, ни другое нельзя охарактеризовать в терминах «правый» или «левый». Традиционный набор инструментов «левых» - это повышение налогов и увеличение размера зарплат бюджетников и всевозможных социальных пособий за счет наращивания расходов бюджета. «Правые» политики предлагают стремиться к повышению темпов роста экономики за счет ее дерегулирования, снижения роли государства (в том числе приватизации) и снижения налогов, что позволяет увеличивать и доходы работающего населения, и «бюджетный пирог».
Если почитать программу Алексея Навального, то «левых» идей там почти нет, зато «правые» найти легко – снижение расходов на оборону и на пропаганду, дерегулирование, приватизация, снижение налогов для малого бизнеса. Поэтому, на мой взгляд, разговоры о том, что Навальный смещается влево, сегодня не имеют под собой никаких оснований. Не надо вешать ярлыки только потому, что они яркие!
Профиль автора в соцсети: http://www.saleksashenko.com
обсуждение