При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как нам поднять экономику?
В какие постсоветские годы, при каких экономических условиях, более всего наши люди и компании брались за восстановление старинных усадеб?
После развала СССР прошло уже почти 30 лет и можно вполне объективно глянуть на картину.
Если вспомнить 90-е, то в центре Москвы мы быстро взялись за восстановление сохранившихся особняков, их приспосабливали под офисы банков и различных контор. Новые русские инвесторы не очень тогда вдумывались в историческую ценность самих этих зданий, их скорее интересовало место, главное что б это было в центре. Обязательства по охране более-менее соблюдались и за 90-е годы довольно быстро были восстановлены многие сохранившиеся в советские годы особняки.
Но дальние сельские усадьбы в те годы никого не интересовали.
Там царила полная разруха и запустение. Советские социальные учреждения, размещавшиеся там, банкротились, а новому бизнесу они были не нужны. Во-первых, основной бизнес в те годы формировался в столице, либо в миллионниках. Но даже, если кого-то и могла заинтересовать историческая ценность того или иного объекта, у новых русских еще не было достаточно денег и вкуса, чтобы взяться за восстановление такого сложного объекта, как русская усадьба.
Но с годами ситуация начала меняться, и к середине нулевых, наконец-то, к усадьбам проснулся интерес.
Я хорошо помню то время, когда на рынке бурлило все. У людей появилось уже достаточно денег, чтобы замахнуться на восстановление старого большого особняка где-нибудь в глуши и при этом уже появился вкус и опыт, чтобы ввязаться в такой проект.
И нужно сказать, это объяснялось совсем не каким-то «патриотизмом» или любовью к родной истории.
В те годы, в середине нулевых, мы были заражены всеобщим ростом. Все везде росло. Ввязаться в какой-то новый очередной проект – не казалось чем-то героическим и сверхъестественным. В те годы это было обычным делом, этим настроением был пропитан весь воздух вокруг.
В конце 2006-го, когда я начал свой усадебный проект, то одновременно с ним, я еще и купил участок на скалистом берегу в Черногории, а так же стартовал новый проект в Сочи, где на горе задумал строительство большой виллы, с бассейном и террасой с видом море.
Вспоминая сегодня те годы, я не могу даже толком себе объяснить, зачем мне нужно было начинать строительство одновременно трех больших домов?
Но в те годы я смотрел на это абсолютно обыденно. А, почему нет?
У современного человека, кроме квартиры и дома в столице, должна быть дальняя большая дача где-нибудь в средней полосе и дом у моря, а лучше два в разных местах.
В те годы в стране шел бурный экономический рост, исчисляемый в 7-8% в год. Причем этот рост шёл непрерывно более пяти лет, и у нас складывалось ощущение, что это будет бесконечно.
Если ты можешь позволить себе купить квартиру и построить дом, то почему бы не начать что-то новое? Это было абсолютно естественным состоянием.
Причем так думал не я один. Все мои друзья вокруг грезили какими-то грандиозными планами постройки больших новых коттеджных поселков, с вертолетными площадками и взлетными полосами для малой авиации. Мы будем работать в центре города, а туда летать на выходные.
Восстановление усадьбы, взамен строительства нового большого дома, казалось лишь более умным и интересным видом личных инвестиций. А так как, больших, пусть и полу-разрушенных, усадеб было уже не так и много, то казалось, что за них еще нужно будет и побороться.
Когда Тверская администрация устроила для меня и моих друзей показ нескольких разрушенных усадеб, мы потом долго между собой обсуждали, кто какую возьмет? Я еще и волновался, как убедить друзей, чтобы они уступили мне эту (Степановское-Волосово), и не сильно за нее боролись. Она мне понравилась с первого взгляда.
В общем, мне тогда казалось, что на такие объекты обязательно будет очередь и нужно спешить!
Но этот восторженный этап длился недолго, ровно до 2008-го года, когда грянул мировой финансовый кризис и темпы экономического роста сначала ушли в отрицательную область, потом поднялись к нулевым значениям и колеблются с тех лет в пределах 1-1.5%.
Инвестиционный праздник, которым мы жили в нулевых, кончился и с тех лет все сразу зажали пояса и стали более скрупулезно пересчитывать свои проекты, перепланировать свои вчерашние планы.
Ну, действительно, зачем тебе три дома? Достаточно и одного.
Я знаю почти всех людей в России, кто взялся за восстановление старых усадеб, почти со всеми знаком лично и если у них спросить, когда вы взялись за этот проект, то выяснится, что все это началось в «нулевых».
А в «десятых», они лишь достраивали то, что задумали и затеяли в нулевых. И тут важно не то, что они ввязались в те проекты, в этом не было ничего героического. Важно то, что они не отступили, когда начался кризис и довели начатое до конца.
В «десятых» новых примеров восстановления почти не появилось. Наоборот, появились примеры, когда инвесторы, ввязавшиеся в эти проекты в нулевых, стали их замораживать, останавливать или покидать.
Казалось бы, за прошедшие десять лет, бизнес сумел как-то перестроиться, наладить другие модели, стал более рациональным, умелым и в принципе, многие из нас зарабатывают сегодня не меньше, чем в нулевых.
Но в воздухе исчезло настроение роста. Мы постоянно что-то сокращаем, оптимизируем и совершенствуем, а уверенности, что завтра будет лучше – нет.
Мизерные 1-1.5% роста ВВП и есть – суть всеобщей неуверенности в завтрашнем дне. С таким настроением невозможно рисковать и пускаться в новые проекты.
Мои сыновья входили во взрослую жизнь в последние 6-7 лет медведевско-путинского правления, с их мизерными 1-1.5%-м ростом в год. И сегодня мне им даже трудно толком объяснить, рассказать, что б они прочувствовали…
Как это было ?!... в наших нулевых…
Сегодня – другие времена.
Большие государственные деньги, вкладываемые в большие проекты, еще не означают всеобщий рост и мы топчемся на месте с 1%-м.
А при такой атмосфере у народа нет настроения, нет вкуса к новым проектам, и усадьбы разрушаются. Они никому не нужны и ждут лучших времен.
Времен...когда рост будет хотя бы 4-5% в год.
И тогда все будет восстановлено в течении нескольких лет, без всех этих надоевших пустых программ «государственно-частного партнерства», «рубль за метр» и прочее…
Люди восстановят все сами, у них уже есть все: и деньги, и вкус, и опыт.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/sergey.vasiliev.106
обсуждение