При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
И снова о наличных в резервах.
Возможен ли дефицит текущего счета в России? Такой вопрос мне задали пару раз в последнее время, и я ответил отрицательно. Даже если будет существенно сокращён экспорт из России, то быстрее упадёт курс рубля, импорт будет ещё меньше, но текущий счёт останется положительным. Потому что капитал из России исторически только утекал.
Но потом, подумав, решил, а почему бы нет?! Тем более последние санкционные действия, запрещающие России платить по внешнему долгу из резервов, способствуют этому. США отозвали лицензию на выплату долга РФ за счет заблокированных валютных резервов, и Минфин исполнил свои обязательства по выплате купонов в рублях (https://t.me/minfin/307) на счета типа C. Что мы увидим в платежном балансе – выплаченные купоны уменьшат текущий счёт (это текущие инвестиционные расходы), а в финансовом счете мы увидим соответствующие приток активов – рублей на счетах нерезидентов. Это шаг к дефициту текущего счета. Если все выплаты по внешнему долгу будут проходить аналогичным образом, то избыток валюты от экспорта-импорта будет пристроить совсем некуда и мы увидим дальнейшее укрепление рубля, пока импорт не сравняется с экспортом.
Общепринято неверное представление о том, что такое торговый баланс и текущий счёт платежного баланса (разницей между ними по смыслу можно пренебречь). Многие связывают их профицит или дефицит с тем, что у страны много или мало экспорта, мало или много импорта, но ключ не в этом. MMT дает чёткий ответ – торговый баланс показывает лишь то, В КАКОЙ ВАЛЮТЕ КОПЯТ РЕЗИДЕНТЫ И НЕРЕЗИДЕНТЫ В ЧИСТОМ ВИДЕ. Экспорт или импорт могут меняться по-разному в реальном или номинальном выражении, но профицит торгового баланса отражает лишь то, что из страны уходит иностранная валюта в активы внешнего мира или погашение обязательств перед внешним миром. А дефицит торгового баланса отражает то, что нерезиденты вкладывают в национальную валюту страны (шире – во внутренние активы в национальной валюте от счетов в банках до облигаций, акций или недвижимости). Дефицит может возникнуть и когда отток капитала из страны ограничен, а обязательства перед нерезидентами в инвалюте превращаются в рублевые - как сейчас.
Недавно Банк России обновил таблицу по международной инвестиционной позиции РФ на конец 2021. Больше всего меня удивил резкий рост наличной валюты и депозитов, относящихся к требованиям к органам денежно-кредитного регулирования (то есть к центральным банкам). С $93 до 136 млрд за 4 квартал 2021. Ещё в 2018 я обнаружил, что Банк Росси накопил $31 млрд в наличной инвалюте. После моих публикаций данные были скрыты. По другим косвенным данным оценил, что к 2022 могли увеличить резервы в наличной форме до $60-70 млрд. Вышедшие данные это подтверждают (см. график 1).
Блокировка части валютных резервов на ~$300 млрд автоматически привела к ограничениям для иностранных активов в России на гораздо большую сумму – до 1 трлн USD (см. график 2 - О обязательства). Прямые инвестиции нерезидентов в Россию $610 млрд, портфельные - $274, депозиты в российских банках – $71 по оценке на 01.01.2022. Сейчас нерезиденты не могут продавать и получать выплаты в инвалюте от своих прямых и портфельных инвестиций в Россию. Дивиденды и роялти в инвалюте приостановлены. Но большинство компании, продолжают осуществлять платежи по своим внешним долгам в инвалюте, чтобы не допустить технического дефолта. Россия разрешила этого не делать и отправлять выплаты на рублевые счета типа C.
Важное заявление Минфина, что получение инвалюты с рублевых счетов типа С будет возможно только после восстановления доступа РФ к своим валютным счетам.
После выхода новости от Минфина курс USD ушел уверенно на 82 руб. До этого кто-то удерживал курс не ниже 83 целую неделю.
Telegram канал автора: https://t.me/truevalue/852
обсуждение