При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Мечты об абсолютном равенстве рождают абсолютные иерархии.
Мы живем в иерархиях. Животные – тоже в иерархиях. Мы – социальные животные. Это неизбежно, иначе стадо или общество, или что угодно, не сможет существовать. Сложность обуздывается иерархиями, придающими ей осмысленное существование. Они - закон. Так выживают. Мы вытягиваемся в струнку.
Все равно, какая иерархия – власть власти, власть насилия, или власть вычеканенных денег, власть денег, власть идей, власть мысленных конструкций по поводу того, как все должно быть устроено, и никак иначе, или одно с другим, переплетенное с третьим. Это все – иерархии. Они будут существовать. Мы в них карабкаемся.
Все мечты о равенстве, абсолютном равенстве – бессмыслица. У них есть оборотная сторона. Именно они, будучи примененными, рождают абсолютные иерархии, верх расправ, верх насилия над личностью, когда возможно абсолютно всё, чтобы ее уничтожать.
Они смыкаются с иерархиями абсолютными, с неравенством абсолютным, когда одним предназначено жить, другим – не жить, запрещено жить, их не должно быть, третьим – почти не жить, уподобляясь рабочему скоту.
Мы можем только чувствовать, когда иерархия – избыточна, когда струнка натянута так сильно, чтобы резать глотку, или просто душить, или даже придушить, но так, чтобы вы почти не жили.
Мы можем только ощущать, когда иерархия так слаба, так взбешена, так распущенна, так растеклась, так невосполнимо тронулась умом, что мы медленно расплываемся по земле и, кажется, рано или поздно должны все вместе, как общество, исчезнуть.
Лучшая иерархия – плод свободной конкуренции людей и семей, ограниченной священными заповедями «не убий», «не принеси зла», «не унижай», «не причини человеческого разрушения», «не исковеркай», «не делай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «другой – священен».
Сегодня ты – внизу, завтра – приподнимешься, послезавтра тебя выкинет на самый верх, и ты будешь с радостью озирать окрестности, а потом ты – опустишься, смиренно и неизбежно, или даже, отчаянно сопротивляясь, но опустишься, чтобы снова плыть наверх – ты и твоя семья, поколение за поколением. У каждой семьи был, есть и будет свой шанс, пока она жива, пока она существует.
Это легко сказать, но сделать – невероятно трудно. Но вот настало утро, кофе нас подбодрило, погодка – так себе, но все же не лютует, и мы пошли – карабкаться, или хотя бы пытаться остаться на месте, не ускользая вниз, как это бывает с возрастом.
Что ж, доброго пути - и долгой, сильной дороги, желательно, без конца
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/yakov.mirkin
обсуждение