При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Согласно опросу AmCham China, американский бизнес в Китае больше не ожидает улучшения отношений между двумя странами из-за напряженности, вызванной администрацией Дональда Трампа.
После того, как президент Джо Байден по итогам выборов сменил на посту предидента Дональда Трампа в конце 2020 года, среди предприятий произошел всплеск оптимизма: 45% респондентов ожидали улучшения отношений между США и Китаем, показал ежегодный опрос членов Американской торговой палаты в Китае.
Этот уровень оптимизма упал до 27% респондентов в последнем опросе, проведенном осенью 2021 года — на тот же уровень, когда Дональд Трамп проводил более жесткую политику в отношении Китая. Согласно исследованию, рост напряженности в отношениях между США и Китаем входит в пятерку основных проблем для ведения бизнеса в Китае с 2019 года.
«После того, как Байден вступил в должность, был уровень надежды и оптимизма, что отношения улучшатся», — сказал журналистам Алан Биби (Alan Beebe), президент AmCham China.
«Но я думаю, что в течение прошлого года мы видели, что возникла новая реальность, в которой, по большому счету, многие политики и настроения администрации Трампа разделяются администрацией Байдена», — сказал он.
С тех пор как Байден вступил в должность в начале 2021 года, высокие тарифы, установленные в эпоху Трампа остались в силе, в то время как США пополнили свои черные списки большим количеством китайских компаний, которые не позволяют им покупать товары у американских поставщиков.
Трамп использовал санкции и тарифы, пытаясь заставить Китай ответить на давние жалобы по поводу воровства интеллектуальной собственности, неравный доступ к рынку и принудительную передачу важнейших технологий иностранными предприятиями.
Хотя центральное правительство Китая объявило о политике, направленной на решение многих из этих проблем, AmCham заявила, что реализация на местном уровне остается слабой в этом аспекте.
Исследование показало, что последний период введения регулятивных мер и новые законы о конфиденциальности данных усугубили проблемы американского бизнеса при работе в Китае и повысили уровень осторожности в отношении будущих инвестиций.
В прошлом месяце экономисты заявили, что худшее из репрессий, вероятно, позади, поскольку Пекин больше сосредоточился на росте, но они отметили, что это не означает конец или отмену регулятивных практик.
Экономический спад в Китае также влияет на бизнес-операции в стране, а ограничения на поездки из-за Covid-19 препятствуют присоединению новых иностранных талантливых специалистов к местным командам.
По данным AmCham, доля компаний, ожидающих увеличения прибыли в годовом исчислении, выросла до 59% в 2021 году с 54% в 2020 году, но значительно ниже 73%, наблюдавшихся в 2017 году до пандемии коронавируса и торговой войны между США и Китаем.
Алан Биби сказал, что причина продолжающегося давления на прибыль заключается в том, что компании не могут справиться с растущими производственными затратами, оставаясь при этом конкурентоспособными на местном уровне.
Исследование показало, что американские предприятия в Китае все больше чувствуют себя менее желанными и сталкиваются с растущим политическим давлением со стороны как Пекина, так и Вашингтона, а также СМИ в обеих странах.
В отчете говорится, что более 40% респондентов заявили, что на них оказывалось давление, чтобы они не делали или воздерживались от заявлений по политически чувствительным вопросам, особенно среди потребительских компаний.
Геополитическая напряженность стала бизнес-риском на местном уровне для многих международных компаний.
В прошлом году иностранные бренды, такие как Nike и H&M, столкнулись с негативной реакцией в китайских социальных сетях по поводу сообщений о принудительном труде в провиниции Синьцзян на западе Китая. Совсем недавно американские и европейские компании разорвали связи с Россией после начала спеоперации на территории Украины, в то время как китайские технологические компании, ведущие бизнес в России, не комментируют эти события.
По словам Биби, для американских предприятий в Китае еще слишком рано говорить о том, какое влияние могут оказать санкции США на Россию, за исключением предприятий, экспортирующих товары в Россию.
Опрос показал, что доля респондентов, планирующих увеличить инвестиции в бизнес в Китае, оставалась стабильной по сравнению с прошлым годом и составляла около двух третей. Доля респондентов, не рассматривающих возможность переноса производства или поиска новых поставщиков, также оставалась неизменной на уровне 83%, на том же уровне с 2019 года.
Респонденты опроса AmCham сохраняли оптимизм в отношении возможностей китайского рынка, причем не только для потребительского рынка, но и для сырьевой промышленности и сектора производства.
Аэрокосмическая, нефтегазовая и энергетическая сферы были отраслями, в которых более двух третей респондентов заявили, что качество инвестиционной среды в Китае улучшается.
Но большая часть предприятий планировала в этом году инвестиции в меньших масштабах, а 18% заявили, что напряженность в отношениях между США и Китаем может отсрочить или отменить их инвестиционные решения в отношении Поднебесной. Значительно меньше компаний были уверены в приверженности Пекина дальнейшему открытию местного рынка для иностранных инвестиций в ближайшие три года.
По данным министерства торговли Китая, в прошлом году иностранные компании в целом увеличили свои инвестиции в Китай на 14,9% по сравнению с предыдущим годом до 1,1 трлн юаней ($171,88 млрд).
Инвесторы из Сингапура и Германии увеличили свои инвестиции на 29,7% и 16,4% соответственно, сообщило министерство в январе, не раскрывая цифр по другим странам.
Согласно данным Национального бюро статистики, инвестиции США в Китай составили почти 20% прямых иностранных инвестиций в страну в годы, предшествовавшие пандемии Covid-19.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- American businesses in China say U.S.-China relations are back to Trump era tensions (CNBC)
обсуждение