При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Сектор авиаперевозок, который последние годы уверенно восстанавливался после пандемии, сталкивается с новым вызовом — снижение спроса на фоне ухудшения макроэкономической ситуации и геополитической нестабильности. Эксперты ожидают, что крупнейшие авиакомпании США уже в ближайшие недели начнут корректировать свои прогнозы на 2025 год, указывая на первые тревожные признаки ослабления потребительской активности.
Снижение спроса на обоих берегах Атлантики
Аналитики отмечают сразу несколько факторов, которые сигнализируют о надвигающемся замедлении отрасли. Во-первых, падает количество бронирований из Канады и между США и Европой. По данным авиационной аналитической компании Cirium, количество бронирований между США и Европой на летние месяцы (июнь—август) сократилось примерно на 13% по сравнению с прошлым годом. И хотя это данные только от онлайн-агентств и не включают прямые бронирования через сайты авиакомпаний, тенденция вызывает опасения.
Во-вторых, в США усиливаются внутренние экономические потрясения: массовые увольнения в государственном секторе, замедление потребительской активности, введение новых тарифов и общее снижение доверия к экономике.
Компании пересматривают ожидания
Авиагиганты уже начали сигнализировать о проблемах. Delta Air Lines в марте снизила прогноз на первый квартал 2025 года из-за падения корпоративных и туристических бронирований. Вслед за ней свои ожидания на первое полугодие скорректировали и American Airlines, и Southwest Airlines.
Акции авиакомпаний резко пошли вниз. С начала 2025 года котировки Delta упали более чем на 30%, American Airlines — на 40%, United Airlines — более чем на 41%. Учитывая, что раньше именно сегмент международных перелетов обеспечивал наиболее устойчивый рост, текущее снижение интереса к поездкам за границу стало особенно болезненным.
Политика и экономика давят на отрасль
Эксперты связывают ухудшение ситуации не только с экономическими, но и с политическими факторами. Возвращение изоляционистской риторики в США, политика новых тарифов, нестабильность в глобальной торговле — всё это оказывает давление на потребительские настроения. В отчёте TD Cowen отмечается, что в условиях замедления роста, высокой инфляции и более закрытой экономики США, структура спроса на авиаперелёты может претерпеть глубокие изменения, особенно в корпоративном сегменте.
Bank of America (BofA) также указывает на снижение потребительской уверенности. По мнению аналитиков института, люди всё чаще откладывают поездки или вовсе отказываются от них, и это может быть как прямым следствием экономических проблем, так и результатом погодных факторов или необычно поздней Пасхи в этом году.
Правительственные рейсы и премиум-сегмент
Дополнительный удар по отрасли — почти полное исчезновение госзаказов на перелеты. Хотя они составляют небольшую долю от общего объема, в деньгах это миллионы долларов. Массовые сокращения в госструктурах и урезание бюджета ведут к отказу от командировок и служебных перелетов.
Интересен и вопрос устойчивости премиум-сегмента. В последние годы высокодоходные клиенты, бронирующие места в бизнес-классе и выше, помогали авиакомпаниям сохранять рентабельность. Аналитик Raymond James Саванти Сит (Savanthi Syth) считает, что премиум-кабины, вероятно, по-прежнему будут заполнены, но это не гарантирует высоких доходов — авиакомпании, возможно, будут стимулировать спрос с помощью щедрых предложений по милям и баллам лояльности.
Что дальше?
Ситуация пока не достигла критической точки, как это было в 2020 году, когда из-за пандемии границы были закрыты, а спрос на перелеты исчез практически полностью. Однако признаки слабости всё же есть, и участники рынка внимательно следят за тем, как будут развиваться события во втором квартале 2025 года.
Delta Air Lines первой среди крупных авиакомпаний США представит квартальный отчет в ближайшую среду, и инвесторы, аналитики и конкуренты будут внимательно слушать, как руководство оценивает текущие риски и готовится к потенциально непростому летнему сезону.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Airlines expected to cut 2025 outlooks as travel demand falters (CNBC)
обсуждение