При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Столкнувшийся с Brexit, президентством Трампа и новым реализмом в отношении Китая, Европейский Союз на следующей неделе должен изложить свою новую будущую торговую политику, призванную помочь ему иметь дело с партнерами, которым он не доверяет.
Обеспечение соблюдения глобальных правил и обеспечение равного доступа к рынкам станут краеугольными камнями новой стратегии, которая будет обнародована Европейской комиссией, которая поразительно жестче по тону, чем мантра «Торговля для всех», прозвучавшая в 2015 году.
Как координатор для 27 стран ЕС, Комиссия хочет, чтобы торговля поддерживала экологическое и цифровое восстановление, а также подчеркивала большую устойчивость к будущей пандемии и честную игру, так называемое требование «равных условий игры», которое стало яблоком раздора в переговорах с Великобританией после Brexit.
«Мы усиливаем наш инструментарий, чтобы иметь возможность реагировать в случае, если третьи страны не будут играть по правилам, поэтому мы лучше подготовлены, чтобы защитить себя», - заявил на прошлой неделе еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис (Valdis Dombrovskis).
Домбровскис не назвал эти третьи страны, но мало кто сомневается, что Китай и США находятся в центре внимания. Принятие мер по обеспечению соблюдения общих правил уже набирало обороты в 2019 году, когда ЕС впервые объявил Китай «системным соперником» и когда администрация Дональда Трампа парализовала Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО), устранив высшего арбитра мировой торговли.
«Односторонние действия Трампа - это то, что заставило ЕС отреагировать, усилив свою способность действовать, но не за пределами ВТО, а более быстрым и решительным образом», - сказал Андре Сапир (Andre Sapir), старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра Bruegel.
Постановление ЕС о соблюдении существующих положений выступает итоговым результатом, обсуловленных этими событиями. Оно вступит в силу через несколько недель и позволит европейскому блоку принимать ответные меры, если третья страна заблокирует урегулирование спора, например, путем подачи апелляции на решение комиссии ВТО в ее несуществующий Апелляционный орган.
ЕС согласовал временную систему апелляций с торговыми партнерами, включая Китай, но не США. Система, задуманная с учетом торговой тактики Трампа, может вызвать конфликт с новой администрацией США Джо Байдена.
Международный механизм закупок, который, вероятно, будет согласован в этом году, является еще одним таким элементом в арсенале ЕС. Это даст возможность наказывать торговых партнеров, которые не открывают свои государственные тендеры для других, в такой степени, как это делает Европейский Союз.
Он предназначен для того, чтобы подтолкнуть Китай к взаимности, но также может поставить под сомнение новый указ Байдена «Покупай американское».
Закон был впервые выдвинут в 2012 году, но был заблокирован странами ЕС. Однако теперь Германия и другие члены блока изменили свои взгляды.
С новым органом поддержания порядка Европейский Союз также будет поднимать споры со своими партнерами по свободной торговле, чтобы обеспечить полное выполнение сделок, не только в отношении доступа на рынок, но и в отношении вопросов «устойчивого развития», таких как трудовые права и экологическая политика.
Блок начал работу в 2021 году с того, что арбитражная комиссия вынесла решение в его пользу по спору с Южной Кореей, которая, по словам Европейского союза, не выполнила обязательства в отношении трудовых прав в торговом соглашении, вступившем в силу десять лет назад.
Судя по всему, грядет череда новых разбирательств, касающихся экспорта древесины из Украины, и еще одно, касающееся экспорта мяса птицы в Южную Африку.
Соглашения ЕС с Великобританией по торговле и Китаем по инвестициям, заключенные в конце декабря, являются моделями того, как достичь договоренностей с партнерами, которым на самом деле не доверяют друг другу, и оба содержат разделы о том, как разрешать эти споры.
Европейский Союз хочет продвигать свои ценности, настаивая, например, на том, что все партнеры по свободной торговле подписали Парижское соглашение об изменении климата.
Еще неизвестно, обладает ли это положение об исполнении достаточно силой. Критики говорят, что, хотя споры о доступе к рынку могут привести к санкциям, обеспечение соблюдения экологических или трудовых стандартов, как, например, в сделках с Южной Кореей и Китаем, принимает форму панельных дискуссий, что скорее является неугодной практикой.
Новый "арсенал" регуляторных инструментов ЕС может также и никогда не быть использован, особенно против потенциальных новых союзников США, и скорее послужит для усиления влияния в обсуждениях, связанных с торговлей.
«ЕС предпочел дипломатический путь», - сказал Гийом Ван дер Лу (Guillaume Van der Loo), научный сотрудник аналитических центров European Policy Centre (EPC) и Egmont Institute. «Будет ли он теперь использовать свои "базуки"? Я думаю только в крайнем случае. Сначала он пойдет по другим направлениям».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Analysis: In a harsher trade world, EU arms itself for future conflicts (Reuters)
обсуждение