Понедельник, 23.12.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 22.12.2024

Будущее маркетплейсов

Аа +
+26 -0
Андрей Логинский,
эдвайзер, CEO STRATEGIC ADVISORY SERVICES

Кризис Covid-19 продемонстрировал, насколько важны потребительские онлайн-услуги и технологии для многих аспектов жизни общества и экономики. Стартапы, которые думают о создании собственного маркетплейса, должны обратить внимание на тренды развития посреднических платформ по всему миру и использовать их для формирования новых удобных сервисов. Хорошая новость для новичков: потребители вовсе не так лояльны даже к крупным игрокам этого рынка. Все еще может измениться.

Тренды

Если изначально маркетплейсы помогали продавцам и покупателям просто найти друг друга, то со временем площадки стали разворачиваться в сторону конечного покупателя и предлагать ему дополнительные сервисы – платёжные транзакции, мгновенный расчёт, заточенные под каждый тип покупателя списки товаров, более широкий ассортимент.

Маркетплейсы превратились в полнофункциональный сервис, позволяющий контролировать новый потребительский опыт, и сегодня они решают конкретные проблемы людей, меняя классическое устройство отрасли (особенно ярко это проявилось в расцвете шеринговой экономики).

Каким будет следующий этап развития маркетплейсов?

Сейчас мы бы отметили важность глобального сдвига в индустрии. Популярны темы финтеха, мобильного банкинга, страхования, услуги в сфере телемедицины. Новые маркетплейсы позволяют контактировать непосредственно с конечным покупателем, представляя весь спектр возможных услуг, зачастую предвосхищая его потребности.

Каждая новая платформа все больше ориентируется на молодое поколение, решая его потребности и отвечая его базовым ценностям. Поколение Z задаёт тренды потребления. Маркетплейсы адаптируются под образ жизни нового поколения, ключевой характеристикой которого становится ответственное потребление и стремление к шеринговой экономике.

Крупнейшие российские маркетплейсы – Wildberries, OZON – пока так и остаются региональными игроками. Наиболее высокими по капитализации являются азиатские и североамериканские маркетплейсы. Российские маркетплейсы, оцениваются гораздо ниже, поскольку в структуре их стоимости заложен страновой коэффициент, понижающий привлекательность для инвесторов. По данным аналитической платформы DealRoom, в 2019 году в общем объеме капитализации раундов, полученных от венчурных капиталистов, Европа получила 9 млрд долларов, в то время как Северная Америка — 18 млрд, а Азия — 25 млрд. Несмотря на это, рынок глобален: на нем есть место всем игрокам.  

Можно выделить несколько отраслей, в которых появление маркетплейсов будет экономически успешным. Это аренда домов и квартир, жилищно-коммунальные услуги, здоровье, еда, покупка машин, образование. Это базовые услуги, без которых общество не может существовать. Предложения в этих сферах всегда могут вступить в гонку в борьбе за клиентов.

Стартапы в области мобильных игр, страхования здоровья, доставки продуктов, b2b-маркетплейсы, сервис психологической помощи – эти сферы ожидает хороший рост и после пандемии.

Сервисы поиска работы, маркетплейсы поиска фрилансеров не показали роста во время пандемии, но они будут расти в том же режиме: пользователи так же, как и раньше, будут искать работу, в том числе удалённую. Сервисы продажи машин, поиска коворкингов, аренды офиса развиваются в том же темпе.

Негативный структурный сдвиг испытали на себе сферы туризма, путешествий, ресторанов, ивент-индустрия. Всё, что сильно привязано к офлайну, вряд ли пойдет в рост. По данным исследования Dealroom, для 55% маркетплейсов коронакризис дал новые возможности для адаптации и роста, еще 23% ожидают бурный отскок, поскольку они находятся в перспективных отраслях. 78% всех маркетплейсов ждет неплохое будущее.

Какие новые платформы имеет смысл создавать?

Идеи для создания новых маркетплейсов нужно искать в нишах, которые пока еще не охвачены посредническими платформами, иногда это могут быть и достаточно очевидные сферы. В сфере аренды квартир уже работает много игроков. Но пока еще не так много популярных маркетплейсов, которые бы предлагали аренду яхт и лодок. Многим не под силу купить и содержать яхту – это дорого. Но арендовать яхту в любой точке мира с помощью приложения – это сервис, который пока в полной мере до настоящего момента не реализован. При этом заинтересованность владельцев яхт сдавать свои яхты в аренду достаточно высока. Особенно актуальное продолжение эта тема имеет в период ограничений традиционных видов отдыха, поскольку соответствует требованиям социального дистанцирования. Открывается пространство для появления новых маркетплейсов в этой сфере, и, возможно, мы скоро их увидим.

Почему все еще может появится второй Airbnb? Проблема некоторых маркетплейсов в том, что они, несмотря на то, что закрывают боли клиентов, берут высокую комиссию. При появлении должной конкуренции эти комиссии могут пойти вниз. Поэтому нельзя сказать, что есть большой пирог маркетплейсов и что он уже поделен. От этих пирогов еще можно откусить. Новый маркетплейс может предлагать более выгодные условия сотрудничества для продавцов и более разнообразные варианты лояльности для покупателей. В конечном счете это и может помочь зайти на рынок маркетплейсов и подвинуть старых игроков.

Экономика запуска маркетплейса исключительно индивидуальна. Создание маркетплейса – это капиталоёмкое предприятие со множеством статей затрат: софт, инженерия, поддержка, маркетинг, зарплата, финанасовые услуги и прочее. Здесь нет средних значений, зависит от рынка и предлагаемых сервисов. Обычный порядок цифр pre-seed раунда от нескольких сотен тысяч долларов до 1-2 миллиона долларов.

Развитие маркетплейсов может сыграть значительную роль в решении актуальных общественных проблем в различных сферах:

Транспорт

Многие европейские страны представили большие планы по сокращению пробок и расширению мобильности. Так, стартапы, ставящие своей целью снижение традиционных видов мобильности населения, такие как персональный и общественный автотранспорт, и переход на виды “легкой” мобильности, например, скутеры и электровелосипеды, могут иметь значительный потенциал роста. Хорошим примером в этой отрасли является сервис Optimile, который предоставляет облачную мобильную платформу, соединяющую различные виды транспортных услуг с конечным пользователем. Сервис рассматривает мобильность и свободу передвижения как услугу (MaaS).

Жилье

Доступное домовладение представляет собой значительный тренд в ближайшем будущем, поскольку с одной стороны ценность обладания жильем как активом среди поколения миллениалов утрачивается и в то же время на первый ряд выходят ценности шеринг-экономики. OnTheMarket.com – крупнейший в Великобритании провайдер услуг в сфере недвижимости. Портал был запущен в январе 2015 года и в настоящее время прочно занимает лидирующие позиции на рынке с точки зрения посещаемости веб-сайтов и клиентов-рекламодателей.

Здравоохранение

Новые тренды на телемедицину и искусственный интеллект, особенно значимы в период ограничения мобильности населения и стоимости медицинских услуг в развитых странах. Кроме того, трендом являются маркетплейсы в области психического здоровья. Такие лидеры рынка как Talkspace – онлайн-терапевтическая компания, базирующаяся в Нью-Йорке, основанная в 2012 году. Пользователи Talkspace имеют доступ к лицензированным терапевтам через веб-сайт или мобильное приложение.

Прямым конкурентом предыдущей компании является BetterHelp. Это онлайн-портал, который обеспечивает прямой доступ потребителю к услугам по охране психического здоровья. Услуги онлайн-консультирования и терапии предоставляются через Интернет, а также по телефону и через текстовое общение.

Трудоустройство

С одной стороны, сами компании уже предлагают удаленную работу, в то время как фрилансеры активно рекламируют свои услуги через платформы. Так, заказчик имеет возможность получать качественные услуги, обращаясь непосредственно к производителю за меньшую стоимость. Fiverr – израильская онлайн-площадка для услуг фрилансеров. Компания предоставляет фрилансерам платформу для предложения услуг клиентам по всему миру. В 2010 году фаундеры придумали концепцию торговой площадки, которая предоставит людям двустороннюю платформу для покупки и продажи различных услуг, которые обычно предлагаются фрилансерами.

Образование

Границы между физическими и цифровыми классами стираются, образование полностью уходит в онлайн. Без сомнения, стартапы, занятые edu-tech ждет большое будущее. Отличным индустриальным примером стартапа в онлайн образовании может служить компания JobEasy, предлагающая бесплатные курсы по подготовке и трудоустройству тестировщиков ПО. При этом, студенты освобождаются от оплаты стоимости курса, пока выпускники не получат приемлемый оффер и не выйдут на оплачиваемую работу.

Кризис Covid-19 быстро ускорил внедрение цифровых технологий, но несмотря на это большая цифровая волна все еще впереди, и уход в онлайн происходит еще быстрее. Например, в США за период 2008-2012 гг. доля онлайн-продаж ритейлеров выросла всего на 8 процентов, а за полгода с начала кризиса Covid-19 на целых 11% (по данным аналитической платформы DealRoom).

Последний год показал, что онлайн-рынки стали важнейшей частью жизни общества. Не важно, где ты находишься. Ты можешь пользоваться разными сервисами в области образования, банкинга и финтеха. Можно создать новый продукт и сделать его лучшим. Экономика и в самом деле глобальна.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+26 -0
3555
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)