При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
При кадровом голоде ДМС – один из ключевых факторов для найма и удержания квалифицированных сотрудников. Но удорожание медицинских услуг заставляет снижать затраты на страхование. Как работодателю в таких условиях сохранить эффективный соцпакет?
Причиной всему инфляция
По итогам 2024 года аналитики Remind оценили медицинскую инфляцию в 12,7%. Но в перспективе текущего года вряд ли стоит ждать позитивных изменений. Уже сейчас эксперты говорят, что рост цен на услуги медицины до конца 2025 года вырастет еще на 13%.
Разумеется, увеличение расходов на ДМС для персонала более чем на четверть с одновременной индексацией зарплат является обременением даже для крупных предприятий, не говоря уже о малом бизнесе. Работодатель попросту оказался зажат между Сциллой – проблемами конкуренции на рынке труда и Харибдой – рентабельностью бизнеса. Отсюда вполне логично, что компании стали сокращать свои издержки на социальную поддержку персонала. ЦБ в своем отчете ссылается на исследование, где указывает, что у 26% опрошенных наемных сотрудников работодатель изменил условия полиса ДМС в 2024 году. Причем в 73% случаев был либо сокращен список доступных по полису услуг, либо работники вообще получили отказ в оплате ДМС. Интересно, что лидируют в экономии на защите здоровья персонала наиболее развитые сектора экономики: финансы – 35%, недвижимость и строительство – 24%, IT-компании – 15%. И по 8% пришлось на автомобильную и логистическую отрасли. И это те сферы деятельности, где наиболее остро стоит вопрос с квалифицированными кадрами.
ДМС – ключевой фактор соцпакета
Безусловно, в первую очередь претендентов при устройстве на работу интересуют зарплатные ожидания. В то же время статистика платформы Headhunter указывает, что для 21% соискателей решающим фактором при трудоустройстве является соцпакет. В котором ДМС для многих из них играет определяющую роль. Практика показывает нам, что при равной зарплате люди выбирают ту вакансию, где более качественная программа медстрахования. И чем выше квалификация кандидата, тем у него более высокие требования к медицинскому обеспечению. Тут все закономерно – профессионалы отчетливо понимают, что их трудоспособность и успех во многом обусловлены текущим состоянием здоровья. А топ специалисты порой даже требуют дополнительно ДМС для своих семей.
Но, как быть работодателям в условиях двузначной инфляции? Исследование Mains Lab демонстрирует, что рост цен на медуслуги в некоторых частных клиниках достигает 50% в год. Понятно, что такие технологичные отрасли, как IT и финансы, где развитие бизнеса и его конкурентоспособность напрямую зависят от квалификации специалистов, сокращают соцпакеты не от хорошей жизни. Однако следствием подобных решений может стать уход столь необходимых сотрудников.
Что делать
Чтобы сохранить свое преимущество на рынке труда за счет ДМС, работодатель может пойти по пути разумной оптимизации расходов и модификации пакетов медицинской помощи:
- Первая мера, к которой обычно прибегают – сокращение набора рисков. Наиболее продуктивным в этом случае будет не радикальное усечение услуг, а диверсификация. Пакет ДМС может формироваться в зависимости от значимости того или иного сотрудника для бизнеса предприятия. Например, линейный персонал с небольшим стажем не получает лечение в стационаре, у стоматолога и пр.
- Пересмотр набора медицинских организаций. Замена дорогостоящих клиник на учреждения, где ниже стоимость и более гибкое ценообразование – другой шаг. Опасаться, что пострадает качество, уменьшится объем услуг не стоит. Эластичность предложения на рынке добровольного медицинского страхования в настоящее время позволят делать равноценную ротацию клиник.
- Введение франшизы. Данный инструмент дает возможность оставить в полисе ДМС услугу с тем условием, что часть расходов за нее несет сам страхователь.
- Модификация страхового покрытия. Визиты к ряду врачей можно заместить на меньшую по стоимости телемедицину, а страховые программы формировать в зависимости от потребностей застрахованных. В частности, возрастные сотрудники больше нуждаются в наблюдении по хроническим заболеваниям. В то время как молодые люди заинтересованы в профилактическом лечении.
Интеграция ДМС в стратегию well-being
Концепция well-being получила в последние годы популярность у специалистов HR и призвана создавать некий баланс между интересом бизнеса и потребностями сотрудников. Что крайне актуально сейчас, когда около 85% компаний испытывают дефицит кадров и одновременно вынуждены снижать издержки бизнеса из-за тотального роста цен буквально на все. Well-being, который работает на удержание сотрудников вне зарплатных категорий, может стать для работодателей своего рода палочкой-выручалочкой. А ДМС в свою очередь является основой для любого из благ формируемых стратегией well-being.
В отличие от льготной ипотеки, оплаты обучения, компенсации затрат на связь, проезд и других составляющих соцпакета корпоративный ДМС изначально весьма гибкий продукт. Поэтому он адаптируется под различные запросы и возможности страхователей. Таким образом, даже малый бизнес может органично менять страховое покрытие, чтобы оставаться привлекательным работодателем и сохранять свой кадровый потенциал в столь непростое время.
обсуждение