При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Интерес населения к фондовому рынку продолжает расти. Что представляет собой клиент классического брокера?
Несмотря на видимое разнообразие, сегодняшние депозитные предложения банков, ограничены умеренным уровнем процентной ставки, предпочтения розничного инвестора меняются, а акцент смещается в сторону инвестиций на фондовом рынке.
О росте спроса населения к инвестициям на фондовом рынке говорит и исследование профессиональной ассоциации участников рынка – НАУФОР. По итогам опроса, общая сумма средств, размещенная гражданами на фондовом рынке, удвоилась в течение 2018 года, превысив сумму 2 триллиона рублей. Темпы роста на текущий год НАУФОР прогнозировало на уровне 70%.
Мы решили выяснить, каков сегодня портрет клиента классического брокера. Опрос клиентов ИК «Фридом Финанс» проводился международной консалтинговой компанией J’son Partners.
Итоги показали, что среди розничных инвесторов определенно преобладают мужчины. В списке опрошенных их было 79%. Возраст – в основном 35-55 лет. Они немного эгоцентричны, их кредо: «Все продумано, подготовлено, изучено». У них есть цель, они знают, зачем инвестируют, и не склонны к риску.
Источники информации – больше мессенджеры, чем социальные сети и сайты. Для участников возраста 30-40 лет важно смотреть каналы Youtube, блогеров, часто – как фон к основному занятию. Для старшей возрастной подгруппы (41-55 лет) важно читать. Источник финансовой информации для них – специализированные интернет-порталы (аналитические статьи, графики, ссылки на первоисточники).
Отличительная черта – стрессоустойчивость: 76% опрошенных сказали, что, если стоимость их инвестиционного портфеля снизится на 15%, они не будут ничего менять, а некоторые – таких 15%, – купят еще акций. К потере одномоментно около четверти средств готовы 13%, но 8% не готовы терять даже рубль.
Почти 93% опрошенных полостью или частично согласны с тезисом о том, что инвестировать на фондовом рынке нужно для того, чтобы обеспечить определенный уровень жизни для себя и своей семьи, образование детей (как долгосрочная инвестиция), а также самообразование с целью повышения конкурентоспособности. Около 90% видят смысл инвестиций и в том, чтобы вкладывать деньги в собственное здоровье, а еще 75% видят в них дополнительную свободу, например, для передвижения по миру.
55% опрошенных полностью согласны, а 40% – скорее согласны, что российские фондовые биржи сильно зависят от политического, сырьевого и валютного рынков.
По поводу тезиса о том, что на американском рынке легче распределить риски – полностью согласны 33% и скорее согласны – 56%. Идут на американский рынок за акциями ИТ-компания, так как на российском их не хватает – 30% и 53%.
Что касается произведений искусства и драгоценностей, то в России объектом инвестиций они являются примерно для 40% опрошенных.
Отношение к азартным играм – сдержанное: они не нравятся почти 55% опрошенных; еще 36% относятся к ним хорошо, но не играют в них. Ставки на результаты спортивных состязаний не делали 70%, а 27% – всего 1-2 раза.
Что касается культурных и развлекательных событий, то тут ситуация противоположная: 60% опрошенных посещают театры и театральные фестивали, 30% и 27% соответственно – концерты классической и клубной музыки, 22% и 21% – музыкальные фестивали и оперы.
89% опрошенных не курят, а из занятий спортом наиболее предпочтительны фитнес (63%) и бег (19%), а также теннис и кросс-фит (по 13%).
Средний возраст 80% клиентов, участвовавших в опросе – от 25 до 55 лет. По 3% приходится на молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет и на людей старше 65 лет, а возраст 13% опрошенных – от 56 до 65 лет. По своему социальному статусу – это руководители подразделений (24%), специалисты разного рода деятельности – врачи, писатели, преподаватели, юристы и так далее (23%), предприниматели (23%), владельцы собственной компании (19%).
Стартовая сумма счета у 49% участников опроса находится в диапазоне от 5 тысяч до 20 тысяч долларов. Консультационное управление и самостоятельную торговлю предпочитает 35% и 23% опрошенных, доверительное управление – 12%.
По мнению 60% участников опроса, когда человек рискует, у него появляются новые возможности, 27% считают, что риск может привести к неопределенности, а 10% связывают его с азартом и вкусом к жизни. При этом женщины к риску лояльны не меньше чем мужчины: новые возможности от такого рода действий видят 68% мужчин и 65% женщин.
Опираясь на итоги исследования, розничного инвестора в РФ можно охарактеризовать как здорового, образованного и взвешенного человека, предпочитающего культуру и спорт. Фондовый рынок для него – не азартная игра, а знания, опыт и осторожность, иногда – риск, если потери не выглядят устрашающе.
обсуждение