При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На чём потеряет население?
Еще в августе 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон о новых санкциях в адрес России. В январе 2018 года Минфин США расширил санкционный список, добавив туда 21 человека и 21 компанию. Сейчас же, 6 апреля, в список добавили еще 24 бизнесмена и 14 компаний. По сути, это все продолжение санкций с 2014 года, как следствие аннексии Крыма и начала боевых действий в Донбассе.
Как участники валютного и фондового рынка, а также население, реагируют на ситуацию? В основном реакция паническая. Вопросов больше, чем ответов. Одни пытаются заработать, другие не потерять, третьи выжидают и наблюдают.
Расширение «кремлевского списка» в первые два торговых дня после того, как информация была опубликована, спровоцировало падение курса российского рубля на 10,1% против доллара США, и на 10,5% против евро. Акции РУСАЛ потеряли 33%, Полюс -19%, Мечел -15,5% Сбербанк просел на 16%, Мегафон -14%, Система -10,3%. РТС понес потери почти в 12%, а Индекс МосБиржи всего -4%.
Первые два дня после публикации данных о новых санкциях можно назвать показательными по отработке панических настроений на рынках. Как на биржевых площадках на решения инвесторов, так и в потребительском поведении отмечено влияние нескольких триггеров:
- фактическое громкое заявление о новых санкциях, что усугубляет политические отношения двух стран; объявление холодной войны;
- опасения за последствия новых санкций, без четкого понимания того, как это отразится на экономике РФ в краткосрочной, среднесрочной перспективе;
- непонимание сроков влияния паники на валютный курс и котировки акций компаний, которые попали под санкции;
- слишком живые воспоминания девальвации 2014 года, что подталкивает к необдуманным покупкам иностранной валюты в попытках обезопасить свои накопления в национальной валюте;
- желание заработать и отсутствие опыта валютных спекуляций;
Следующими шагами в стране будет удорожание стоимости техники и автомобилей. Но до этого ушлые продавцы успеют сформировать «Специальное предложение «Купи, пока цена не выросла»», а потребители поддержат розничный товарооборот, запасаясь традиционными товарами длительного потребления. Потом будет зафиксирован отток средств с банковских вкладов. Уже по результатам апреля нам расскажут о росте инфляции, повышении спроса на иностранную валюту, снижении привлекательности рублевых накоплений.
В результате, потери населения будут двух видов: одни потеряют на девальвации национальной валюты и инфляции, а другие очень невыгодно побегут покупать доллары и евро. Распределяя, безусловно, накопленное в обе валюты. Только психологический подход каков? Рубль падает – нужно конвертировать его. Побочные траты в виде спреда (это разница между ценой покупки и продажи валюты) учтены не будут. А логично предположить, что, при желании хранить накопления в иностранной валюте, к таким решениям нужно приходить заранее, четко распределяя и моменты конвертации, и предполагаемый срок удержания средств.
Потери биржевых спекулянтов от текущих нововведений также делятся на два типа: одни потеряют из-за срочного обесценивания конкретных бумаг, а другие, при желании использовать ситуацию спекулятивно, могут прогореть в попытках найти точку отката. А в период истерии такую точку определить крайне сложно, и дело это неблагодарное.
Вывод такой. В период массовой неопределенности в том, что происходит на биржевых площадках, риски потери средств увеличиваются в разы. Потому для консервативных инвесторов это период, когда стоит дождаться ясности, или увести свои деньги в более логичные и предсказуемые активы.
обсуждение