При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Цифровой коллаж художника Майкла Винкельманна (Beeple) был продан на аукционе Christie's за $69 млн. Только в феврале 2021 года общий объем продаж NFT превысил $340 млн — больше, чем за весь 2020 год. Что такое NFT? Кто их продает и зачем покупают? Как это работает? Есть ли интерес с точки зрения инвестиций?
Невзаимозаменяемый токен (NFT, non-fungible token) — это уникальный цифровой актив, созданный и сохранённый в публичной блокчейн-сети. В отличие от обычных равнозначных токенов, таких как рубль или биткойн, каждый NFT может содержать уникальную информацию и обладать разной ценностью.
К примеру, если взять категорию «билеты» в театр или на самолет и представить их в виде токенов, то ценность одного билета может отличаться от другого в зависимости от характеристик: ряд, место, партер, балкон либо эконом или бизнес-класс, место у окна и т. д. Таким образом токены даже одной категории могут быть неравнозначными по стоимости и содержанию.
Причем здесь блокчейн и криптовалюты? У технологии распределенного реестра (блокчейн) есть ряд отличительных плюсов перед классическими базами данных. Информация сохраняется последовательно в цепочке блоков, криптографически связанных между собой, и дублируется на тысячи серверов (узлов сети). Первое преимущество: данные в блокчейне нельзя изменить, удалить, либо добавить задним числом. Второе: смарт-контракты — автоматическое исполнение обязательств сторон без зависимости от третьих лиц и посредников. NFT создаются и сохраняются на блокчейне. В большинстве случаев используется вторая по значимости блокчейн-сеть Ethereum, которая позволила создавать токены разных стандартов и применять смарт-контракты.
NFT представляет собой цифровой контейнер, в который можно сохранить любую информацию: графику, музыку, документ, программный код и др. Однажды выпустив токен, изменить информацию в нём уже нельзя. Но NFT можно передавать, как биткойн, из одного крипто-кошелька в другой, то есть владелец NFT может меняться. Право владения NFT сохраняется в сети блокчейн и может быть подтверждено в любой момент времени — информация о том, в каком кошельке находится конкретный токен, публична.
Эксперименты с NFT начались еще в 2013–2014 годах с нескольких проектов по токенизации на блокчейне биткоина. Но особую известность приобрели такие проекты как CryptoPunks, а затем CryptoKitties. В 2017 году 10 тысяч пиксельных "криптопанков" сначала раздали бесплатно, затем продавали за копейки, а в 2021 году цена продажи некоторых из них составила 4 200 ETH. Вы не ослышались — $7,5 млн за маленькую пиксельную картинку. Эдакий цифровой антиквариат.
Сегодня подобные проекты и произведения, продающиеся в виде NFT за криптовалюту, называют крипто-артом (crypto art). Некоторые считают крипто-артом всё, что публикуется в NFT. Другие же считают крипто-артом изображения, созданные в определенной стилистике, как часть более обширного понятия "цифровое искусство" (digital art).
В феврале 2021 года общий объем продаж NFT превысил $340 млн — больше, чем за весь 2020 год. 67% из этого оборота обеспечили продажи цифровых карточек на популярном в США ресурсе NBA Top Shop. Но доля продаж именно цифрового арта стремительно растёт. Общий объем транзакций c NFT за март уже приближается к отметке в $600 млн.
Яркие примеры продаж NFT в 2021*:
-
$69 млн за цифровой коллаж Майкла Винкельманна (Beeple) на аукционе Christie's. Стартовая цена $100 тыс;
- $7,5 млн за пиксельную картинку из коллекции CryptoPunks, изданную в 2017 году и ставшую уже раритетом среди коллекционеров;
- $6,6 млн за цифровую работу Crossroad by Beeple;
- $5,8 млн за цифровую коллекцию в NFT из 4 произведений певицы Граймс, проданную за 20 минут;
- $2,9 млн за первый твит в NFT основателя Twitter Джека Дорси;
- $380 тыс за картину Бэнкси в NFT, которую сначала приобрели в музее в виде холста, отсканировали, а затем сожгли в прямом эфире, тем самым превратив произведение из физической формы в цифровую.
Первые продажи NFT известных российских художников в 2021:
-
Фотография проекции работы художника Покраса Лампаса была продана как NFT за $29 тыс. Художник планирует целую серию цифровых работ в NFT.
- Работа известного стрит-арт художника Миша Most продана за $9 тыс.
- Некоторые молодые цифровые художники уже заработали больше, продав по несколько своих работ в феврале-марте 2021 г.
Создать NFT сегодня может любой желающий. Для этого нужно установить приложение криптокошелька на смартфон либо в браузер в виде плагина и пополнить свой счет криптовалютой ETH. Затем перейти на одну онлайн-площадок NFT и следовать инструкции по созданию токена. В результате к адресу вашего крипто-кошелька будет привязан созданный NFT. Затем его можно выставить на торги, подарить либо уничтожить (“сжечь”). Процесс создания NFT называется “чеканкой” (от английского minting) и является результатом выполнения смарт-контракта с записью транзакции в сети блокчейн. Эта операция требует оплаты т.н. “газа” — вознаграждения майнерам. И, если еще пару месяцев назад это стоило $5-$10, то сейчас колеблется в районе $60-$100.
Существует уже около двух десятков NFT-площадок для публикации и продажи цифрового арта. Их количество ожидаемо еще увеличится в ближайшее время. Они отличаются условиями регистрации, размерами комиссий с продаж, механикой проведения аукционов. Среди признанных и популярных можно назвать следующие: NiftyGateway, SuperRare, Foundation, KnownOrigin, MakersPlace, OpenSea и Rarible. Доступ к некоторым из них для художников дается только по приглашению, а к двум последним — пока без ограничений. Любой желающий может заходить на площадки, искать интересные произведения и лоты, изучать работы художников, историю продаж, наблюдать за аукционами и приобретать NFT.
Повышенный интерес к крипто-арту обусловлен несколькими факторами:
-
громкие состоявшиеся и планируемые продажи цифровых произведений на Christie’s и Sotheby’s;
- популярность цифровых двойников музеев и виртуальных галерей с дистанционным посещением в 2020 г.;
- появление доступных онлайн-площадок для купли/продажи цифровых произведений с технологией NFT;
- привлечение новой молодой аудитории благодаря технологиям и цифровой валюте;
- рост курсов криптовалют;
- принятие ценности виртуальных цифровых артефактов, благодаря компьютерным играм, виртуальным мирам, поддержке брендов;
- новые возможности для художников и коллекционеров, позволяющие взаимодействовать напрямую;
- снижение желания поколения Z владеть физическими предметами искусства со всеми сопутствующими заботами о них;
- желание покупать здесь и сейчас в моменте, публично демонстрируя свой статус.
Насколько этот, стремительно набирающий обороты рынок, интересен с точки зрения инвестиций?
Некоторые пока относятся скептически и считают, что данный “хайп” очень похож на ситуацию с криптовалютами в 2017 году и быстро иссякнет. Однако, стоит обратить внимание на следующие факты.
- Механизм купли продажи цифровых произведений и артефактов внезапно стал очень доступным для всех желающих. Первыми пользователями стали представители крипто-сообществ и молодые художники/дизайнеры. Но сегодня все больше подтягиваются и известные музейные художники, коллекционеры современного искусства, и это только начало.
- Сама технология NFT, как и блокчейн, несёт уникальные преимущества и её применение будет всё шире применяться в разных сферах нашей цифровой жизни. Скопировать графическое либо музыкальное произведение, размножить его не составляет труда. Но только владелец NFT обладает неким подтвержденным правом цифровой собственности. И любой желающий может проверить данный факт. NFT можно легко продать или передать другому лицу, хронология этих операций сохраняется и доступна публично.
- Многие признанные музеи и галереи начали объявлять о выставках и экспозициях цифрового арта.
- Вторичный рынок продаж NFT также набирает обороты. Например, картина художника Beeple “Crossroad” была куплена 1 ноября 2020 г. за $66 666,60 и продана за $6,6 млн 25 февраля 2021 г. — в сто раз дороже.
- За первые NFT известных художников и знаменитостей разворачивается горячая борьба на аукционах. Такие NFT становятся особыми объектами коллекционирования.
- В США очень популярны продажи цифровых NFT-карточек, связанных со спортивными событиями, командами, матчами, игроками. Это уже огромный рынок, и он еще не дошел до европейского континента, чего также, возможно, стоит ожидать в ближайшем будущем.
- Некоторые покупатели NFT приобретали криптовалюты в свое время по цене значительно ниже текущего курса — например, в 10 и даже в 100 раз. Они легко расстаются с этими средствами, если видят для себя будущее, связанное с крипто-искусством, в качестве коллекционеров.
- Пока нет понимания, как поведет себя рынок крипто-арта и NFT, если курсы криптовалют значительно снизятся. Будут ли купленные работы продаваться на вторичном рынке в долларовом эквиваленте или останутся по номиналу приобретения в ETH.
- Более 60 художников продали свои NFT на сумму более $1 млн на момент написания этой статьи*.
- Нужно потратить определенное время на изучение рынка NFT, т. к. здесь пересекается много направлений: технологии, искусство, криптовалюты, сообщества и др. Ценность того или иного лота часто определяется очень субъективными критериями. И устоявшиеся подходы классического коллекционирования предметов искусства здесь могут не работать. Тогда как совершенно неожиданные факторы влияют на стоимость.
- Важно: покупка и продажа NFT не означает автоматическую передачу прав либо лицензии на произведение! Иногда детали по данному вопросу могут быть регламентированы правилами самой площадки, либо указаны художником в описании к лоту. По умолчанию, авторские права остаются за создателем произведения. Юридические аспекты, связанные с передачей прав использования, выходят за рамки данной статьи.
Если тема цифрового искусства вас привлекает, но высокие риски останавливают от вложений в NFT-объекты напрямую, возможно, вам будут интересны инвестиции, связанные с поддержкой рынка и созданием инфраструктуры для него.
Речь идет о проектах по созданию NFT-платформ с новыми возможностями, о появлении удобных сервисов для художников, коллекционеров, галеристов, музеев. Цифровые коллекции нужно хранить, демонстрировать, легко распространять и так далее. Например, на днях, известный предприниматель и коллекционер Марк Кьюбан запустил онлайн-сервис Lazy. Это онлайн-галерея “для ленивых”, объединяющая работы пользователей с возможностью их демонстрации в социальных сетях. Также недавно группа инвесторов вложила $23 млн в NFT-площадку OpenSea.
Не стоит забывать и о повышенном интересе к NFT со стороны потенциальных создателей цифрового искусства, а таких категорий много: художники, 3D-дизайнеры, моушн-дизайнеры, иллюстраторы, архитекторы, создатели VR/AR-миров, AI-разработчики и другие. Похоже, что спрос на программное обеспечение для создания цифровых произведений будет также расти.
За время написания данной статьи на глазах у автора состоялось еще несколько занимательных NFT-аукционов*:
- $6 млн за очередную картину самого дорого художника Beeple;
- $900 тыс. за картину признанного цифрового художника Pak-а, чьи работы будут выставлены на аукцион Sotheby’s в апреле;
- $688 за автопортрет человекоподобного робота Sophia;
- $560 тыс. за статью про NFT в газете The New York Times;
- $512 тыс. за виртуальный дом на Марсе;
- $384 тыс. за 3 обложки журнала Time;
- $187 тыс. за видеоклип группы Pussy Riot.
25 марта 2021 года Государственный Эрмитаж сообщил, что готовит выставку произведений искусства в NFT-формате. Работы будет отбирать отдел современного искусства Эрмитажа. Выставка пройдет в рамках Проекта «Эрмитаж 20/21» и станет первым в России выставочным исследованием в области искусства NFT и их использования в художественной сфере, “что сегодня является наиболее актуальной повесткой в области современного искусства”.
обсуждение