При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
FinTech – наиболее интересный сегмент для венчурных инвестиций.
Четвертая технологическая революция внесла существенные коррективы в финансовую сферу во всем мире. На сегодняшний день банки являются одними из крупнейших потребителей IT-услуг, а некоторые IT-гиганты все активнее демонстрируют заинтересованность в предоставлении финансовых услуг. В этих условиях сектор FinTech стал одним из наиболее привлекательных направлений для венчурных инвестиций. Мы наблюдаем как рост числа сделок в сфере FinTech, так и увеличение их объемов. Интерес у инвесторов вызывают, прежде всего, объем и потенциал рынка трансформации финансовых услуг и как следствие возможности быстрого роста капитализации и выхода через IPO, либо продажу крупным FinTech-компаниям/классическим финансовым институтам.
Востребованность FinTech определяется рядом факторов: инновационные решения позволяют оптимизировать издержки компаний, сократить расходы потребителей финансовых услуг и повысить эффективность использования капитала.
Характерная тенденция сегодняшнего рынка FinTech – нацеленность компаний на расширение географии присутствия и продуктовой линейки. Так, в 2018 г. американская FinTech-компания Wealthfront в дополнение к основным услугам начала предлагать кредитные продукты. FinTech-компания STASH (тоже из США) – персональные банковские счета, а нью-йоркский стартап MoneyLion представил на рынок агрегатор по кредитам, сбережениям и инвестициям.
В свою очередь, потребители сегодня предъявляют существенно более высокие требования к скорости оказания и качеству финансовых услуг. Согласно исследованию международной аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young (EY), в 2017 г. активные пользователи FinTech-услугами в мире составили около 33%. Наибольшей популярностью пользуются услуги, связанные с платежами (50%), страхованием (24%), а также со сбережениями и инвестициями (20%), финансовым планированием (10%) и кредитованием (10%).
Согласно исследованию японской корпорации Fujitsu, в 2016 г. более трети потребителей FinTech-услуг в Европе выражали готовность отказаться от своего провайдера финансовых услуг, если он не будет предлагать передовых технологических услуг или продуктов. Единственная возможность для финансовых структур снизить отток клиентов – перейти к digital, что подтверждается последними исследованиями Boston Consulting Group. По данным этой крупнейшей международной консалтинговой компании, через пять лет цифровые каналы будут обеспечивать банкам как минимум треть выручки банковского сектора
Значительный рост мы наблюдаем и в сегменте цифровых банков. Количество успешных компаний в этом сегменте в мире существенно выросло. Например, в США мобильный банк Marcus (входит в состав группы Goldman Sachs) представил на рынок продукты по кредитованию с нулевой комиссией и гибким подходом к погашению, определяемым самим клиентом. Только за один год он выдал кредитов на сумму свыше 2 млрд долл. США – лучший результат среди FinTech-компаний в данном сегменте. В России характерен пример Тинькофф Банка.
Мобильный банкинг в последние годы стремительно заменяет не так давно возникший и крайне востребованный сегодня интернет-банкинг. Собственные приложения, ориентированные на требовательных миллениалов, представили на рынок такие гиганты банковской индустрии, как JP Morgan и Citibank в США.
Крупнейшие коммерческие банки США только за последние шесть лет инвестировали в более чем 20 FinTech-компаний, из них 40% инвестиций сделаны в течение 2018 г. Общий объем инвестиций в FinTech в США составил 30 млрд долл.
На втором месте по объемам инвестиций в FinTech – Китай, далее следует Великобритания, Индия, страны Евросоюза. При этом далеко не все банки могут позволить себе «in-house» разработку полного перечня востребованных на рынке услуг, что становится существенным стимулом для крупных игроков приобретать компании, специализирующиеся в области FinTech, или заключать партнерские соглашения с ними.
Наиболее популярные сегменты инвестиций FinTech в мире – банковские услуги, платежи и переводы, а также инфраструктура для операций с валютами и ценными бумагами; на эти сегменты в мире суммарно пришлось более 30 млрд долл. инвестиций в 2017 году.
Таким образом, теоретически можно выделить два типа компаний в секторе FinTech – те, которые входят в симбиоз с классическими коммерческими и новыми цифровыми банками (так называемые enablers), и те, которые пытаются составить им конкуренцию (так называемые disruptors). На самом деле цифровые банки также активно выстраивают партнерские отношения с FinTech-компаниями. Например, цифровой банк Starling Bank из Великобритании в 2018 г. объявил об интеграции с 25 FinTech-компаниями. Одним из первых партнеров банка стала компания Moneybox, работающая в сегменте wealth management. Она помогает клиентам делать небольшие инвестиции «на сдачу» от покупок, при этом «сдача» с каждой покупки автоматически переводится на сберегательный счет. Moneybox использует API Starling Bank для ускорения перевода с одного раза в неделю до перевода в режиме реального времени.
С учетом цели регулятора в ЕС стимулировать конкуренцию между классическими банками и FinTech-компаниями для снижения стоимости и увеличения качества финансовых услуг – позиции FinTech-компаний как самостоятельных игроков серьезно укрепились в Евросоюзе после введения новых инициатив, в частности стандартов открытого API для банков (application programming interface – интерфейс программирования приложений).
С учетом консервативного европейского регулирования финансовых рынков прорывом стала директива PSD-2, которая в ближайшее время обяжет банки упростить доступ FinTech-компаний к клиентам банков для предоставления своей линейки продуктов и услуг.
Усилия регулятора в ЕС положительно сказываются на экосистеме для развития FinTech компаний, наглядным примером является компания Revolut, серьезно расширившая свою клиентскую базу без банковской лицензии, используя первое время лицензию на эмиссию электронных денег (e-money) в ЕС. Компания Revolut начала свою деятельность с запуска мобильного приложения для обмена валюты, которое включает в себя предоплаченную дебетовую карту, собственно обмен валюты и p2p-платежи. На сегодняшний день объем инвестиций в компанию превысил 336 млн долл. США. В стадии запуска – продукты в сфере управления пенсионными счетами, ETF, ипотечные кредиты и трейдинг.
Резкий рост популярности цифровых банков нового поколения легко объясним, например, отсутствием комиссий или существенно более низкими комиссиями за такую привычную операцию, как обмен валюты, сегодня в ЕС в среднем комиссия варьируется от 2,75 до 2,99%.
К слову, в 2018 г. компания Revolut объявила о выходе на российский рынок за счет партнерских отношений с компанией Qiwi, которая получила банковскую лицензию в 2018 г.
В России рынок FinTech составил 48 млрд рублей за 2017 г. (по данным компании Deloitte) с тенденцией дальнейшего роста. По уровню проникновения цифрового банкинга наша страна занимает пятое место в Европе и Азии. Стоит упомянуть, что Центральный банк РФ активно продвигает инициативы в сфере цифровой трансформации банковской инфраструктуры. Кроме того, российские финансовые институты в рамках мировых тенденций начинают инвестировать в перспективные стартап-проекты в сегменте FinTech.
Перечисленные выше факторы способствуют повышению капитализации сектора. По данным аналитической компании CB Insights, сегодня в мире насчитывается около 40 частных FinTech-компаний, достигших капитализации в 1 млрд долл. США (так называемых «единорогов» или unicorns). Их суммарная капитализация составляет около 150 млрд долл. США.
Рынок FinTech на сегодняшний день – один из самых быстрорастущих сегментов «новой» экономики, который помимо прочего диктует новые стандарты цифровизации финансовой отрасли в целом. Очевидно, что по мере смены поколений востребованность данных услуг будет однозначно расти. Таким образом, FinTech вполне можно рассматривать как один из наиболее интересных сегментов для венчурных инвестиций.
обсуждение