При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Более года назад российским госкорпорациям было велено освоить сферу венчурного инвестирования. Пока о каких-то значимых результатах говорить не приходится. Но надежды на перспективу есть, говорят эксперты.
Напомним, что с момента, когда президент РФ Владимир Путин дал поручение создать при пяти госкорпорациях – Роскосмосе, Ростехе, Росатоме, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) – спецподразделения и венчурные фонды для инвестирования в малые инновационные компании, прошло более года. Изначально эксперты предполагали, что эти структуры начнут работу уже в 2018 году. Об этом, в частности, говорится в Обзоре рынка прямых и венчурных инвестиций – 2017 Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ).
И целого года мало
Но пока процесс исполнения соответствующих задач у большинства госкорпораций дальше начальной стадии не сдвинулся.
Пожалуй, наиболее активно ведет себя на этом поприще (или громче других заявляет о своих планах) Росатом. В начале лета 2018 года эта госкорпорация объявила о создании венчурного фонда для развития новых и перспективных направлений. В том числе, в области искусственного интеллекта и иные цифровых решений в промышленности и сервисных приложениях, возобновляемой энергетики, 3D-печати, новые материалов, систем развития умных и энергоэффективных городов. Росатом инвестирует в фонд до 3 млрд рублей. При этом в госкорпорации рассчитывают, что привлеченные рыночные соинвесторы увеличат объем вложений в 2-3 раза, для чего фонд специально создан в формате инвестиционного товарищества.
Также Росатом учредил в своей структуре специальное подразделение – «Атоминвест», которое недавно в подмосковном яхт-клубе эффектно презентовала запуск платформы «Госстарт» с расширенным функционалом (краудинвестинг и краудлендинг, заемное финансирование, привлечение венчурного и частного капитала, вторичный рынок успешных бизнесов, акций и долей). Задачей проекта является формирование понятного и простого механизма для взаимодействия между перспективными инновационными проектами и инвесторами.
Ростех, со своей стороны, объявил о создании своего венчурного фонда, ориентированного на поддержку высокотехнологичных проектов в сфере ИТ и электроники, еще в январе 2018 года. Планировалось, что первоначально объем фонда составит 500 млн рублей. При этом допускалась возможность его увеличения на первом этапе до 1 млрд рублей. Однако с тех пор никакой активности в медиаэфире, связанной с данной темой, Ростех не проявлял. Лишь в июле в некоторых СМИ появилась информация о назначении гендиректором венчурного фонда Ростеха Игоря Косова – экс-главы компании «Особые экономические зоны» (ОЭЗ), который на прежнем посту, как утверждали те же СМИ, обвинялся в «злоупотреблениях полномочиями». На запрос портала Finversia.ru о положении дел с развитием данного проекта сегодня в Ростехе не ответили.
Также промолчали о ситуации в ОАК и ОСК. Хотя, в ОАК на запрос откликнулись, но сославшись на занятость в форуме «Армия-2018», в итоге информацией не поделились. Ранее в прессе сообщалось, что ОАК в октябре 2017 года вошла в венчурный фонд, созданный «Сколково» и Российской венчурной компанией (РВК), вложив в него 300 млн рублей. В свою очередь, первоначальный капитал фонда ОСК, писали открытые источники, должен был составить 500 млн рублей.
Наиболее информационно открытым оказался центр коммуникаций Роскосмоса. Там нашему порталу сообщили, что в этой госкорпорации решили довериться профессионалам. «Поскольку госкорпорации не так удобно браться за рискованные проекты – для этого есть специально созданные венчурные компании, которые более толерантны к рискам – нами выбраны партнеры с большим опытом создания и управления подобными фондами. Это – РВК и «ВЭБ Инновации», – рассказали в Роскосмосе. Соответствующее трехстороннее соглашение о намерениях (предусматривает выбор УК фонда, разработку и подписание договора инвестиционного товарищества) было подписано в конце 2017 года.
Предполагается, что совместный фонд Роскосмоса, РВК и «ВЭБ Инновации» будет ориентироваться на поддержку малых инновационных предприятий, которые уже входят в систему поставщиков госкорпорации и спин-оффов предприятий ракетно-космической промышленности. Также фонд будет инвестировать во внешние проекты, которые обеспечат госкорпорации доступ к новым технологиям, а при успешной реализации проекта – к финансовым результатам. «Тут для нас очень важен рынок сервисов и конечных услуг для пользователей на основе геоданных, навигации, «сырье» и «сигнал» для которых мы, собственно, производим», – отметили в центре коммуникаций Роскосмоса.
В качестве еще одного перспективного направления рассматривается финансирование внешних стартапов, ориентированных на решение задач космической деятельности. «Нашим предприятиям могут быть интересны как производители конкретной продукции, которую они могут потреблять, так и уникальные профессиональные команды стартапов. В качестве примера назовем компанию «Азмерит», которая создает малые звездные датчики и активно взаимодействует с нашим приборным холдингом «Российские космические системы», – рассказали в Роскосмосе.
И добавили, что уже несколько десятков малых компаний и отдельных исследовательских коллективов проявили заинтересованность в инвестициях со стороны корпоративного фонда и венчурных инвесторов, которые к нему впоследствии присоединятся. «Но при этом нужно учесть, что в данном случае это история не грантовая, а инвестиционная, то есть она не направлена на поддержку неподтвержденных идей и прожектов», – уточнили в пресс-службе госкорпорации.
В то же время там рассказали о некоторых сложностях, которые влияют на замедление процесса: «Сейчас мы готовимся к конкурсу на управляющего партнера фонда. Проблема в том, что найти специалистов по отбору и развитию стартапов и спин-оффов, учитывающих характер нашей индустрии, готовых заниматься в течение нескольких лет этой тематикой, не так просто».
Государство продолжает оставаться активным игроком венчурного рынка – на его долю приходится 28% от общего числа действующих фондов – несмотря на то, что начиная с 2013 года, совокупная капитализация венчурных фондов с участием государственного капитала, последовательно снижалась.
Анализ распределения VC-инвестиций в зависимости от происхождения капитала показывает, что активность фондов с государственным участием так же, как и их удельный вес на рынке, постепенно снижается в последние годы. Так, доля таких фондов в общем объеме сделок снизилась с 2013 г. на четверть — до 30,8% в 2017 г.
Главное - начать
При этом возникает вопрос: а насколько вообще госструктуры способны эффективно работать на рынке венчурных инвестиций? Можно ли их неповоротливость со всеми прилагающимися атрибутами в виде строгой отчетности, бюрократии, сложностей с гибким и быстрым реагированием на изменение конъюнктуры, непереносимости к высоким рискам и пр. синтезировать с легкостью и гибкостью инновационного бизнеса? Согласно данным исследований, представленных в совместном докладе Минэкономразвития РФ, Открытого правительства и РВК, к недостаткам нынешнего функционирования системы государственных и квазигосударственных институтов участники рынка относят:
- неприятие государством риска, присущего венчурным инвестициям;
- чрезмерное регулирование;
- дестимулирование отчетностью логики развития бизнеса;
- несостыковку политики поддержки инноваций, которая приводит к тому, что экосистема начинает конкурировать за стартапы и снижает их качество;
- низкий уровень отраслевой специализации крупных фондов с государственным участием.
Но при этом, как бы то ни было, госструктуры действительно являются одними из главных интересантов в развитии высокотехнологичных стартапов и проектов.
В том же Роскосмосе нам подтвердили, что корпорация крайне заинтересована в расширении внебюджетных источников финансирования развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности. При этом ключевое направление коммерциализации связано с поддержкой инновационного развития, в том числе – по модели «открытых инноваций». «Это подразумевает расширение взаимодействия с инновационным сообществом, создание соответствующих интерфейсов, механизмов экспертной оценки инициативных проектов, направленных как на развитие поставщиков госкорпорации, так и реализацию проектов диверсификации и венчурных проектов в сфере космической деятельности», – сообщили в компании.
О соответствующем интересе ранее в прессе (информационному агентству «Rambler News Service») заявлял и Алексей Рахманов, президент ОСК. «Мы рады были получить поручение президента создать венчурные фонды – это в некоторой степени нам поможет», – сказал он. Но при этом он также намекнул на системные проблемы менеджмента компаний, связанных с государством. «Но, опять же, откуда деньги брать? Если связывать нас по рукам и ногам и одновременно выводить на рынок венчурных проектов, что из этого выйдет? Если руководитель осторожный, он просто ничего делать не будет. Бездействие – оно всегда безопаснее. Спросят: ты деньги какие-то потратил? Нет. Что-то куда-то ушло не туда? Нет. Может, отрицательный результат получил? Нет. Все хорошо! А если руководитель начинает куда-то бегать и что-то делать, к нему тут же приходят и требуют отчитываться: где взял деньги, что делал, где результат?», – описал он ситуацию журналистам.
Тем не менее, эксперты считают, что опыт создания венчурных фондов и специальных инвестподразделений будет полезен как самим госкорпорациям, так и экономике. «Соответствующее поручение президента РФ сильно повлияло не только на сами госкорпоарции, которые активно занимаются созданием фондов и инновационных структур внутри, но и дало толчок к еще большей активности частных корпораций, которые активно начали создавать корпоративные фонды, акселераторы в 2018 году, а также стали присматриваться к потенциальным объектам приобретения», – говорит Виталий Полехин, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов, член Совета венчурного рынка при РВК.
По его словам, создание собственных подразделений, занимающихся венчуром, позволит корпорациям глубже погрузиться в профильную среду, понять, как это работает, а следующим естественным шагом будут покупки, которые смогут сделать эти корпорации более эффективными. «На данный момент фонды с госучастием проводят конкурсный отбор и привлекают профессиональные управляющие команды, с опытом ведения инвестиционной деятельности на венчурном рынке. Это, как правило, люди, которые управляли частными фондами или инвестировали как бизнес-ангелы самостоятельно или через свои инвестиционные компании, имеющие положительный опыт. Насколько эффективно будет работать этот подход, покажет время. Фонды, создаваемые госкорпорациями, стараются следовать такой же стратегии, благо профессиональных участников рынка уже достаточно», – отметил Виталий Полехин.
обсуждение