При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Можно ли сегодня инвестировать в российские акции? Какими будут первые ростки новой экономики? Чем новые отечественные IT-компании могут быть интересны для частного инвестора? Ответам на эти и другие вопросы был посвящен эфир канала Finversia, гостем которого стал основатель финтех-платформы для грузовых автопарков MUST Антон Редько.
Кризис и изменения на российском фондовом рынке
– Кризис экономический в России сейчас дополнен кризисом геополитическим и определенными инфраструктурными проблемами, которые больше повлияли на иностранные акции, но не могли совсем не затронуть и акции российские, – начал эфир Ян Арт, главный редактор Finversia.ru. – Этот кризис перетряхнет весь российский фондовый рынок. За счет встряски в унылом ряду российских «голубых фишек» появятся новые молодые компании, которые будут представлять интерес для частных инвесторов. Антон Редько как раз и представляет такую компанию и сегмент российского IT, который как раз благодаря сложившейся ситуации получил толчок к развитию.
– Можно осторожно заявлять, что сейчас зарождается новый рынок, на котором будут расти и развиваться новые бизнесы, – начал рассказ о своем бизнесе гость эфира, основатель финтех-платформы для грузовых автопарков MUST Антон Редько. – Я занимаюсь предпринимательством с 1996 года и видел уже много кризисов. Для меня как для предпринимателя кризис – это время перестройки бизнеса и поиска новых возможностей. На рынке сейчас произошел разрыв огромного количества связей. А задача предпринимателей – создавать новые связи. Для этого сейчас идеальное время.
– Традиционный фондовый рынок в кризис 2022 года проявил себя неоднозначно, – продолжал Антон Редько. – Объем ликвидности будет перераспределяться от «голубых фишек», которые сейчас не могут защитить от потерь, в пользу новых компаний. Через 3-5 лет мы увидим новую экономику. Большое количество технологий сейчас востребованы и активно развиваются. Во время пандемии были схожие события, появилось и быстро выросло множество новых сервисов.
Ян Арт выразил мнение части зрителей канала Finversia, которые скептически настроены к инвестициям на российском фондовом рынке, к перспективам роста российской экономики и сейчас опасаются ее обвала.
– Вариант с крайними состояниями системы, полным хаосом, непредсказуем и на этот случай нет смысла строить планы, – считает Антон Редько. – Если же говорить о реальной ситуации, то я верю, что все же мы не пойдем по крайнему сценарию. А это значит, что компании в России будут перестраиваться под новую реальность и использовать новые возможности.
– В разгар кризиса мы делали опрос на своем канале – готовы ли россияне продолжать инвестировать. 50% готовы совсем прекратить инвестировать, но еще 50% готовы продолжать инвестиции, – поделился мнением зрителей канала Ян Арт.
– Думаю, что инвестировать продолжат те, кто на следующие 10-20 лет будут владеть основной частью частного инвестиционного капитала, – считает Антон Редько. – Российский финансовый рынок обязательно будет существовать. Но мы увидим рынок с новыми участниками и новыми инструментами.
Ян Арт рассказал, что еще недавно предполагал, что отечественные IT-компании редко разрабатывает фундаментальные инструменты, а скорее заняты разработкой практических решений на основе ПО крупнейших мировых игроков.
– Это скорее рынок интеграции, – поделился своим взглядом на ситуацию Антон Редько. – Он испытывает определенные трудности сейчас при обслуживании технических решений, компании-разработчики которых ушли с российского рынка. Но мы зашли в мир лицензионного ПО сравнительно недавно. БОльшая часть IT-специалистов старше 40 лет прекрасно помнит время, когда мы обходились без лицензионного софта, но уже жили с высоким уровнем цифровизации.
Что касается разработки ПО, то эксперт считает, что в России исторически сильная школа IT, постоянно появляются интересные продукты. Но рынок России небольшой, поэтому многие компании выходят со своим софтом на мировой рынок и развиваются уже там. А сейчас многие проекты получат ускорение развития за счет грантов, которых стало гораздо больше. В России много талантливых разработчиков, и они сейчас очень востребованы.
Как и для чего создан сервис MUST
Ян Арт попросил гостя эфира рассказать о сути развиваемого им проекта.
Антон Редько рассказал, что проект MUST был создан на стыке рынка IT и коммерческого транспорта – грузовиков и всего, что с этим связано. Эксперт в рынке коммерческого транспорта уже больше 15 лет. С 2015 года серьезно занимается цифровизацией в применении именно к рынку грузовиков:
– Наша идея была в том, чтобы создать платформу для купли-продажи грузового автотранспорта и другой коммерческой техники, так как существующие платформы для этого приспособлены плохо. Сделав маркетплейс для купли-продажи грузового транспорта, мы получили ценный опыт. А с 2018 года я решил заниматься только IT-бизнесом и собрал подходящую для этого команду. Мы строим финансовый маркетплейс для рынка грузовиков. В России это рынок с оборотами около 3 трлн. рублей.
– Мы хотим создать набор сервисов – страхование, лизинг, выплаты для водителей, подбор и проверка водителей, купли и продажи автомобилей, – продолжал эксперт. Ядром нашего продукта стала автоматизированная систем риск-менеджмента: снижение рисков автопредприятий, снижение потерь предпринимателей и обеспечение развития их бизнеса. В России очень низкая эффективность грузоперевозок, это огромное поле работы как раз для рынка IT-решений.
Привлечение финансирования и Pre-IPO
Ян Арт поинтересовался у гостя, почему компания выбрала путь IPO и не пошла, например, по пути выпуска облигаций.
– У нашей компании есть несколько путей развития, – рассказал Антон Редько. – Мы можем развиваться за счет собственных средств, можем привлечь крупных инвесторов, продав им долю компании, и можем идти на розничный рынок. Для привлечения средств за счет выпуска облигаций нужен значительно больший масштаб бизнеса. Мы планируем выплату первых дивидендов по своим ценным бумагам с 2024 года. IPO для молодой растущей компании имеет большие плюсы. Мы станем публичной компанией, что поднимает уровень нашей ответственности. У нас появляется сообщество акционеров, к которым мы можем обращаться за советом и опытом. Так что IPO для нас – это не только про деньги.
– В России самый большой грузовой автопарк в Европе, это обусловлено размером страны, – продолжал эксперт. – Проект MUST сфокусирован на грузовиках с грузоподъемностью больше 3,5 тонн. Три основные наши направления – оптимизация затрат на лизинг, топливо и водителей. 60 тыс. рублей – средний годовой доход платформы MUST с каждого автомобиля. К 2026 году мы планируем выйти на выручку больше 4 млрд. рублей в год, это около 5% целевого рынка.
Антон Редько рассказал, что лизинговые компании в основном работают с новыми грузовыми автомобилями, а с бывшей в эксплуатации техникой им работать сложнее. При этом объем бывшей в эксплуатации коммерческой техники (включая грузовики) в 5 раз больше чем новой. Проект MUST представляет собой маркетплейс, на котором основные продавцы – страховые компании и банки, а основные покупатели – автопарки и транспортные компании. Сейчас компания MUST сфокусировалась на решении двух проблем – дефицита водителей и снижения аварийности вождения. Высокая аварийность прямо связана с большим годовым пробегом машин и с дефицитом опытных и ответственных водителей. Кроме того, у проекта MUST большой опыт работы со страховыми компаниями, которым предоставляются все необходимые возможности для страхования транспорта на выгодных условиях.
– Ваша компания зарегистрирована в России? – спросил Ян Арт. – Некоторые наши зрители считают это недостатком, как и сотрудничество с российскими технопарками.
– Наша компания зарегистрирована в России, мы также резиденты Сколково в Москве и Иннополиса в Татарстане, – ответил Антон Редько. – В 2022 году мы перевели все сервера и другую ИТ-инфраструктуру в Россию. Система платформы MUST собирает и обрабатывает больше 700 параметров по каждому грузовику, все ПО собственной разработки и оно не уступает мировым аналогам по производительности и надежности. Мы используем только легальные базы данных и открытые источники. Наша уникальность в обработке и хранении таких данных.
– На сегодня активная база клиентов платформы MUST – это больше 90 тысяч грузовиков и около 5 тысяч водителей, – продолжал эксперт. – Наш план – к 2026 году больше 500 тысяч грузовиков и 300 тысяч водителей. В сентябре текущего года мы создали совместное предприятие с «КАМАЗом», оно будет развивать наши сервисы внутри дилерской сети «КАМАЗа». С 2025 года мы планируем развитие не только в России, но и в Турции и странах БРИКС – Индии, Бразилии.
– В чем помогает резидентство Сколково? – поинтересовался Ян Арт.
– Есть разные плюсы от технопарков, – ответил Антон Редько. – Мы активные участники сообщества, это большой ресурс для поиска решений, команды консультантов и юристов. Участие в технопарках – важная часть нашей работы. Там есть деньги для проектов, есть нужные связи. Я считаю, что в Сколково нужно быть обязательно, если вы занимаетесь IT-проектами в России. Есть инвесторы, которые без резидентства в Сколково вообще не инвестируют в компании, для них это такой своеобразный знак качества.
Антон Редько рассказал, что идея Pre-IPO стала актуальной в ноябре 2021 года. Основатели сервиса изучили требования к публичной компании, и они оказались им близки. Компания предлагает хорошую доходность на инвестиции через дивиденды и рост капитализации. Первые дивиденды планируется начать выплачивать с 2024 года. Размещение акций в ходе Pre-IPO компания проводит совместно с партнером Альфа-Инвестиции, это дает возможность представить проект большому кругу инвесторов. Pre-IPO стартовало 11 октября и продлится до 27 октября 2022 года. Узнать больше о компании MUST и возможностях для частных инвесторов можно на сайте.
– Мы представили сегодня один из новых российских проектов, – подвел итоги эфира Ян Арт. – Кто-то из новых игроков может стать новым российским единорогом. Предприниматели сегодня проходят непростой тест. И я уверен, что они его успешно выдержат.
Москва.
обсуждение