При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Резкие колебания цен на активы после начала спецоперации в Украине побуждают некоторых инвесторов снижать риск в своих портфелях, опасаясь того, что волатильность на рынке сырьевых товаров может перекинуться и на другие рынки.
Речь идет о ликвидности с точки зрения легкости, с которой инвесторы могут купить или продать актив, не влияя на его цену. В то время как эпизоды низкой ликвидности способствовали резким колебаниям на рынках за последнее десятилетие, признаки стресса стали более многочисленными в последние несколько недель, усугубляемые всем, от санкций против России до ожидаемого ужесточения со стороны Федеральной резервной системы.
Если уровень ликвидности продолжит ухудшаться на всех рынках, инвесторы опасаются, что другие активы могут подвергнуться резким колебаниям цен, которые обрушились на сырьевые товары в этом месяце, включая однодневное удвоение цен на никель и скачок цен на нефть до 14-летних максимумов.
«Не всегда ясно, где кроются риски распрстранения финансовых проблем», — полагает Фрэнсис Дональд (Frances Donald), старший экономист и глава отдела макроэкономических стратегий Manulife Investment Management. «Вот почему ликвидность необходимо контролировать не только ежедневно, но и ежечасно на данный момент, чтобы выявить признаки проблем».
Финансовые индикаторы демонстрируют растущие признаки стресса на всех рынках.
Так называемый спред FRA-OIS, который измеряет разницу между трехмесячным соглашением по форвардной ставке США и ставкой свопа на индекс овернайт, недавно достиг самого высокого уровня с мая 2020 года, в то время как еще один внимательно отслеживаемый показатель стресса краткосрочного финансирования, спрэд между трехмесячной ставкой Libor в США и ставкой свопа на индекс овернайт был на таком же высоком уровне. Волатильность акций (.VIX), валют (.DBCVIX) и доходности казначейских облигаций США (.MOVE) также резко выросли.
Еще одним потенциальным сигналом тревоги является то, что Barclays (BARC.L) в понедельник приостановил продажи двух финансовых продуктов, связанных с сырой нефтью и волатильностью рынка, что некоторые расценили как признак отсутствия ликвидности.
Среди активов, которые инвесторы сокращают, есть облигации развивающихся рынков, чистый отток которых на прошлой неделе составил $3,54 млрд, что является самым большим сокращением с апреля 2020 года. Между тем, по данным BofA Global Research, за последние девять недель в казначейские обязательства поступило около $5,4 млрд.
Майк Фогельзанг (Mike Vogelzang), директор по инвестициям CAPTRUST в Бостоне, сказал, что его компания предприняла «агрессивные действия» в ответ на украинский кризис, чтобы снизить профиль риска своих портфелей. Это включало сокращение вложений в акции и продажу ипотечных кредитов и ряда корпоративных облигаций с заменой их высоколиквидными краткосрочными казначейскими обязательствами США.
«Мы обеспокоены потенциальной угрозой ликвидности на мировой арене», — сказал он. «В течение многих лет мы имели значительно более низкий вес казначейских облигаций США по сравнению с нашими ориентирами, и поэтому мы действительно устранили этот пробел и уменьшили потенциал неликвидности в наших портфелях».
Фогельзанг сказал, что такие события, как всплеск цен на никель на прошлой неделе, который произошел, когда один из ведущих мировых производителей купил большое количество никеля, чтобы покрыть ставки на падение цен и покрыть дорогостоящие маржин-коллы, указывают на возможность наличия «паники ликвидности» на рынках.
Инвесторы также подчеркнули «риск контрагента», имея в виду вероятность неисполнения договорных обязательств, связанных, в данном случае, с базовым товаром. В понедельник Комиссия по ценным бумагам и биржам заявила, что концентрированные позиции основных брокерских контрагентов вызывают особую озабоченность.
Билл Кэмпбелл (Bill Campbell), управляющий глобальным портфелем облигаций DoubleLine, обеспокоен влиянием украинского кризиса на «системно важную» часть глобальных цепочек поставок, которая влияет не только на цены на энергоносители, но и на жизненно важные товары, такие как пшеница, крупными производителями которых являются и Украина, и Россия.
Кэмпбелл сократил свои позиции в портфелях, связанные со странами Восточной Европы, и стремится дифференцировать инвестиции между странами-импортерами и странами-экспортерами сырьевых товаров, чтобы снизить риск.
«Нам нужно смириться с тем, что этот кризис будет ограничен регионом», — сказал он.
Райан О'Мэлли (Ryan O'Malley), управляющий портфелем ценных бумаг с фиксированным доходом в Sage Advisory, сказал, что конфликт усугубил проблемы с ликвидностью на рынке корпоративного кредита, подтолкнув его к тому, чтобы все больше смещать свой портфель в сторону более ликвидных активов, таких как казначейские облигации.
«Мы пытаемся получить больше ликвидности», — сказал О'Мэлли.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Analysis: Investors see risks spiking, fear market-wide liquidity crunch (Reuters)
обсуждение