При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Некоторые инвесторы хотят избавиться от российского золота в своих активах, но это не так-то просто сделать.
Фактический запрет на российские золотые слитки, отлитые после начала СВО России на Украине, инициированный лондонским рынком металлов в начале марта, не распространяется на сотни тонн золота, которые находились в коммерческих хранилищах еще до начала конфликта.
По мнению банкиров и инвесторов, управляющие фондами, желающие продать этот драгметалл, чтобы избежать растущих репутационных рисков в отношении активов в своих портфелях, связанных с Россией, могут спровоцировать дорогостоящую борьбу за его замену золотом из других источников.
«Это только нанесет ущерб инвесторам. Это не навредит (российскому) режиму», — сказал Кристофер Меллор (Christopher Mellor) из Invesco, в фонде которого находится около 265 тонн золота, включая 35 тонн произведенного в России, рыночной стоимостью около $2 млрд.
Дилемма, стоящая перед инвесторами, отражает влияние России на мировую торговлю драгоценными металлами и ее центральный рынок - Лондон, где золото на сумму около $50 млрд ежедневно переходит из рук в руки в рамках частных сделок.
По словам трех высокопоставленных банкиров крупных финансовыъ учреждений, торгующих золотом, быстрая распродажа золота из России, которая входит в тройку крупнейших поставщиков, может подорвать эту торговлю, разрушив принцип взаимозаменяемости всех золотых слитков в лондонской торговой системе независимо от их происхождения.
Чтобы поддержать рынок, двое банкиров сообщили Рейтер, что связались с клиентами и конкурирующими банками, чтобы сообщить им, что они не будут избавляться от российских слитков, отчеканенных до украинских событий.
Банкиры сказали, что они посоветовали своим клиентам и другим трейдерам сделать то же самое. Они отказались назвать имена из-за конфиденциального характера разговоров.
«Я попытался обзвонить клиентов. Я сказал им, что если вы потребуете, чтобы ваш российский металл обменяли, вы создадите себе проблему», — сказал один из них.
Он сказал, что его телефон разрывался от звонков после того, как Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association, LBMA), торговая организация, устанавливающая рыночные стандарты, 7 марта исключила все российские аффинажные заводы из своего аккредитованного списка, а это означает, что их недавно отчеканенные слитки больше не могли продаваться в Лондоне или на бирже COMEX в Нью-Йорке, крупнейшей площадке для торговли фьючерсами на золото.
«Была полная неразбериха. Фонды говорили, что им не нужны российские слитки в их активах», — сказал банкир.
Банк Англии, который управляет крупнейшим в Великобритании золотохранилищем, заявил, что считает российские золотые слитки, изготовленные до конфликта в Украине, пригодными для торговли, поскольку они все еще находятся в аккредитованном списке LBMA, известном как Good Delivery List.
«Что касается Банка Англии, любое российское аффинированное золото, произведенное после 8 марта, не является London Good Delivery. Любые слитки, произведенные до этого, остаются приемлемыми, и мы сообщили всем нашим клиентам, что это так. Это просто факт, поэтому у нас нет никаких комментариев по этому поводу», — говорится в заявлении Банка Англии, полученного по электронной почте.
Чтобы донести мысль о том, что к российскому золоту до начала операции относились так же, как к золоту из других мест, некоторые банки сказали клиентам, что им придется доплачивать за продажу российских слитков, потому что это нарушило бы их существующие правила контрактов.
Разговоры банкиров с клиентами и конкурентами, о которых ранее не сообщалось, подчеркивают роль, которую играет горстка игроков на лондонском рынке золота, где происходят двусторонние сделки.
Двенадцать банков доминируют в торгах на лондонском рынке золота, и четыре из них — JPMorgan (JPM.N), HSBC (HSBA.L), ICBC Standard Bank (601398.SS), (SBKJ.J) и UBS — управляют золотохранилищами. Любой, кто торгует драгоценными металлами, прямо или косвенно полагается на их услуги для расчетов по сделкам.
JPMorgan, HSBC, ICBC Standard и UBS отказались от комментариев, когда их спросили о том, как они справляются с просьбами инвесторов о продаже принадлежащих им активов в российском золоте.
LBMA не является регулирующим органом и полагается на участников рынка в соблюдении своих правил.
Однако, по мнению юристов и экспертов рынка, большое количество российского золота на лондонском рынке и набирающий обороты статус изгоя России поставили банки в затруднительное положение.
«Я думаю, вы видите, как банковское сообщество пытается справиться с очень сложной ситуацией», — сказал Питер Хан (Peter Hahn), почетный профессор Лондонского института банковского дела и финансов (London Institute of Banking & Finance).
«Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) должно подвергнуть сомнению эту практику, чтобы понять, были ли действия в целом на благо участников рынка ... и была ли эта практика прозрачной для участников рынка».
Британский регулятор, отвечающий за надзор за банками и трейдерами на лондонском рынке золота, отказался от комментариев.
Представитель LBMA сказал, что ассоциация «случайно» узнала о том, что некоторые владельцы и трейдеры российского золота хотели обменять его или не иметь дело с российским золотом в будущем.
На вопрос, что LBMA думает об этом, представитель сказал, что она «занимает нейтральную позицию при условии, что это не повлияет на эффективную работу рынка».
Пресс-секретарь отказался комментировать усилия банкиров по предотвращению распродажи российского золота. Он сказал, что LBMA «не делает различий между различными типами золота с грифом Good Delivery».
Похоже, действия банкиров сработали.
По словам трейдеров, золотые слитки, отчеканенные в России до спецоперации, не торговались с дисконтом по сравнению с остальным рынком. Более крупные инвесторы, в том числе некоторые биржевые фонды (ETF) с российским золотом на сумму более $1 млрд, похоже, не выставили его на продажу.
«Наши ETF не в состоянии в короткие сроки снять с учета все российские металлы», — заявил представитель Zürcher Kantonalbank.
«Потенциальные убытки несовместимы с нашими фидуциарными обязательствами перед нашими клиентами, и его продажа в настоящее время невозможна из-за текущей ситуации», - добавил он.
По словам представителя, текущий запас ETF Zürcher Kantonalbank, составляющий около 160 тонн золота, поступает в основном из швейцарских аффинажных заводов, а доля российского золота незначительна.
По словам представителей отрасли, широкомасштабный и быстрый вывод российского золота из портфелей инвесторов может привести к снижению его цены на 1-40 долларов за унцию по сравнению с нероссийским золотом.
Согласно анализу Reuters данных 11 крупных инвестиционных фондов, российское золото хранится в хранилищах в Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе на сумму не менее $12 млрд. Общая сумма, вероятно, значительно больше, но общедоступных данных для ее количественной оценки нет.
Если бы российское золото продавалось с дисконтом в $5 за унцию, затраты фондов на замену драгметалла стоимостью $12 млрд составили бы около $34 млн.
Анализ инвестиционных данных агентства Reuters показывает, что доля российского золота в восьми крупных ETF фактически выросла в среднем до 7% в середине июля с 6,5% в середине марта.
Королевский монетный двор Великобритании (Royal Mint), например, заявил, что в его ETF были российские слитки на сумму около $40 млн, и к середине марта избавился от них.
Другие пытаются со временем сократить свои российские активы, прося банки, в которых хранится их золото, постепенно сокращать доли или отказываться принимать российские золотые слитки при новых поставках.
Управляющий активами Abrdn (ABDN.L) заявил, что попросил свой банк сократить свои активы в России. В середине марта на российское золото приходилось 10% из примерно 45 тонн, хранящихся в ETF Aberdeen Standard. К середине июля эта доля упала до 9,8%.
Тем временем те, кто ищет более быстрый выход, остались в безвыходном положении.
«У всех одна и та же проблема. Все хотят ее решить, но никто не знает - как», — посетовал источник в крупном инвестиционном фонде.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Gold investors face bind over bars from tarnished Russia (Reuters)
обсуждение