Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

«Диджитализация» налогов

Боязнь визита в налоговые органы чем-то сродни ощущениям перед походом к зубному врачу. В одном случае люди не хотят получить болевой шок, в другом – психологический. Но, возможно, и то, и другое становится атавизмом. Современная аппаратура и методы обезболивания уже сейчас сделали поход к дантисту совсем не страшным. А цифровые технологии в ближайшем будущем позволят сократить до минимума необходимость личного контакта граждан с налоговыми чиновниками.

Александр Арифов, председатель правления «Руна-Банка», на одной из недавних банковских конференций поделился результатами маркетинговых исследований, которые показали, что нежелание людей сталкиваться с бюрократической возней при оформлении налоговых вычетов является серьезным препятствием для развития сегмента индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). «Основной проблемой участники нашей фокус-группы назвали нежелание ходить за оформлением вычета в налоговую службу, при посещении которой многие ранее имели негативный опыт. Вопросом продвижения ИИС должны заниматься не только банки и инвестиционные компании, но и государство, которое должно создать условия для снижения административных барьеров», – сказал тогда Александр Арифов. Эльман Мехтиев, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ), тогда же заметил, что налоговые органы сами заинтересованы в том, чтобы физическое общение их сотрудников с налогоплательщиками было сведено к минимуму, и поэтому всячески поддерживают внедрение системы удаленной идентификации.

«По статистике около 90% налогоплательщиков, имеющих права на налоговый вычет, не обращаются за ним, поскольку это отнимает много времени, которое нужно потратить на сбор и заполнение необходимых бумаг, очереди и прочее», – рассказали порталу Finversia.ru в пресс-службе «Сбербанка».

Между тем возможность дистанционного оформления налогового вычета, равно как и подачи декларации в удаленном режиме, существует с прошлого года. Это стало возможно благодаря поправкам в Налоговый кодекс, принятым в 2015 году, которые наделили «Личный кабинет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) статусом законного инструмента взаимодействия с налогоплательщиком. «Сдача налоговой отчетности, регистрация, сверка данных и т.д. сейчас может осуществляться в электронной форме – как через сайт ФНС России, так и через операторов электронного документооборота», – сообщили порталу Finversia.ru в пресс-службе налогового ведомства.

Оформлять и подавать налоговые декларации 3-НДФЛ, а также документы на налоговый вычет для физических лиц стало доступно в электронном виде через заверение неквалифицированной подписью, которая автоматически и бесплатно создается в личном кабинете и действует в течение года. Кроме того, делать это можно по экстерриториальному принципу. То есть, если человек живет в Москве, и покупает недвижимость, скажем, в Сочи, то он просто выбирает нужный регион на сайте ФНС (раньше ему пришлось бы лично обращаться сразу в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта). Определение, виды налоговых вычетов и категории их получателей приводятся на специальной странице сайта ФНС. Наиболее востребованным инстурментом, по словам экспертов, на сегодняшний день является имущественный вычет с покупки жилья и с процентов по ипотеке. Также довольно часто люди возвращают часть средств с суммы оплаты за обучение и лечение, за ремонт квартиры, с продажи автомобиля, сдачи жилья в аренду и пр.

Подключение бизнеса

По статистике, ежегодно в форме налоговых вычетов государство возвращает гражданам более 100 млрд рублей. Причем с каждым годом эта сумма растет. Такие суммы вполне закономерно вызывают интерес у бизнеса, который основан на том, что помогает людям правильно оформить и подать декларацию 3-НДФЛ и документы на получение вычета в налоговые органы. Помимо массы офлайновых консультантов, сегодня на этом рынке работают три ведущих онлайн-оператора, сопровождающих соответствующий процесс в дистанционном режиме.

В частности, относительно широкую известность в 2015 году получил онлайн-сервис НДФЛка.ру с краснодарской пропиской, стартовавший годом ранее. Этому способствовало сразу несколько обстоятельств. В конце 2014 года он был он был принят на акселерацию в Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и получил инвестиции в 1,4 млн рублей. В мае 2015 года основатель «НДФЛки» Михаил Лапушинский представил свое детище президенту РФ Владимиру Путину, который рекомендовал наладить взаимодействие сервиса с ФНС.

А летом прошлого года партнером «НДФЛки» стал Сбербанк, который запустил сервис «Возврат налогов», решив таким образом расширить линейку небанковских продуктов. Свой выбор в Сбербанке объяснили следующим образом: «Мы провели исследования, ориентируясь на клиентов со средней доходностью, и в результате увидели потребность клиентов в получении сервисов определенного уровня с индивидуальным подходом. Для создания такого сервиса мы выделили трех лидеров на рынке, проанализировали техническую и клиентскую часть, сделали пилотные запуски и выбрали партнера, соответствующего нашим стандартам. Перед запуском мы пересмотрели все бизнес-процессы партнера. В данный момент со Сбербанком работают консультанты НДФЛка.ру с индивидуальными скриптами и стандартами, сделанные специально под нас. Клиентам услуга по возврату налогов предоставляется только удаленно, без посещения офисов Сбербанка». Как уточнили в пресс-службе, данный сервис очень востребован среди клиентов банка.

Большие амбиции в плане развития бизнеса имеет и другой игрок этого сегмента – Налогия.ру, который, кстати сказать, появился на рынке значительно раньше вышеупомянутого конкурента – в 2011 году. Основатель «Налогии» Сергей Цаболов позиционирует свой ресурс как первый полноценный интернет-сервис для подготовки онлайн деклараций 3-НДФЛ и документов для возврата налога (первым вообще, по его словам, был сайт Налоговод.ру, однако он был «сырым», не очень удобным и просуществовал недолго). «В 2015 году мы стали первым сервисом, который сделал возможной подачу налоговых документов в дистанционном режиме с облачной электронной подписью. То есть, когда вы с помощью интерфейса готовите документы и затем направляете их в налоговые органы в электронном виде – без распечаток на бумаге и походов в инспекцию», – рассказал Сергей Цаболов.

По его словам, сама по себе услуга подачи декларации через цифровые каналы востребована не очень сильно. «Около 90% клиентов готовят документы для того, чтобы получить вычет или показать так называемую нулевую налоговую декларацию (если ИП не имел доходов или доходы были раны расходам)», – объяснил предприниматель. Бизнес, как объяснил Сергей Цаболов, строится на том, что компания берет комиссию за разовую услугу. Так, скачивание декларации на «Налогии», если она заполняется не с целью возврата налога по лечению, обучению и пр., стоит 499 рублей. Цены на онлайн-подачу документов начинаются от 3 тыс. рублей. «На сайте ФНС это можно сделать бесплатно, но там никто не поможет все сделать быстро и правильно. Непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех пунктах, реквизитах, нюансах, есть большой риск ошибиться, потратить много времени и нервов», – сравнил Сергей Цаболов.

Партнерами «Налогии» являются банки ВТБ24 и «ДельтаКредит», «Райффайзенбанк», холдинг «Финам», страховые компании «Ренессанс Жизнь» и «Росгосстрах». В 2016 году инвестором «Налогии» стал фонд FinSight Ventures. «В чем смысл инвестирования? Здесь есть потенциал для очень большой компании, которая сможет вырасти, увеличив свою выручку в десятки раз», – говорит Сергей Цаболов.

Еще одним ресурсом, который появился на рынке примерно в одно время с «Налогией», стал сервис «Верни налог». «За 7 лет своей работы мы помогли нашим клиентам получить вычеты на сумму более 2 млрд рублей», – говорится на сайте компании. Компания предоставляет клиентам такие услуги, как интернет-программа по заполнению деклараций 3-НДФЛ, консультирование по вопросам налоговых вычетов и налогообложения физических лиц, полное сопровождение в получение налоговых вычетов (услуга «Максимум»), обжалование решений налоговых органов.

По словам Сергея Цаболова, сегмент онлайн-услуг по налоговым вопросам сейчас становится все более насыщенным в плане конкуренции. «Я предполагаю, что за место под солнцем нам в ближайшем будущем придется серьезно побороться, вложиться в маркетинговую кампанию. Людей, которые нуждаются в качественном сервисе при оформлении налоговых документов, становится все больше. Налоговые вычеты входят в нашу экономическую культуру, развивается соответствующая законодательная база, совершенствуются цифровые технологии, к нашему сегменту проявляют интерес крупные банки», – говорит Сергей Цаболов.

Заплати онлайн и спи спокойно

Еще одной опцией дистанционного обслуживания физических лиц в сфере налогов является их оплата по электронным каналам. Причем операторы, о которых говорилось выше, эту опцию намеренно не включают в свою линейку, поскольку не видят в ней коммерческой составляющей. «Проблем с оплатой налога сегодня ни у кого нет, объяснять никому ничего не надо», – говорит Сергей Цаболов. Соответственно и зарабатывать компаниям не на чем.

Между тем, сервис оплаты налогов сегодня предлагают многие банки. «В целях снижение временных затрат налогоплательщиков на оплату налоговых начислений, задолженности, пошлин и иных платежей проведена работы с крупнейшими банками РФ по интеграции их информационных систем с сервисом ФНС России, передающим информацию о начислениях для осуществления платежей. В настоящий момент заключены профильные соглашения с 46 кредитными организациями, из которых практически реализовали взаимодействия 32», – сообщили в пресс-службе ФНС.

При этом налоговики уточняют, что сама по себе услуга не может представлять коммерческого интереса для банков. «В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Налогового кодекса комиссия за осуществление перевода денежных средств по налоговым платежам не взимается. Монетизация может обеспечиваться только за счет реализации иных сервисов со стороны банка, предоставляемых клиентам», – объяснили в ФНС. На стороне налоговой службы при этом происходит только формирование платежного документа. Непосредственно осуществление транзакции денежных средств осуществляется в системе удаленного банковского обслуживания соответствующей кредитной организации по поручению налогоплательщика на перечисление денег в госбюджет. По данным ФНС РФ, за первые полгода с момента запуска проекта онлайн-оплаты налогов (в 2011 году) сумма платежей, поступивших через кредитные организации, составила немногим более 130 млн рублей. А к 2016 году сумма таких платежей выросла до 62 млрд рублей.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)