При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В 2021 году зародилось множество трендов. Часть из них связана с ретейлом, часть с медициной и искусственным интеллектом. На наш взгляд, прорывом года стала новость о том, что Facebook будет создавать свою метавселенную.
Термин «метавселенная» новый в нашем обиходе, и может для многих быть непонятным. Что это? Тут всё просто. Метавселенная — это мир виртуальной реальности.
Как туда попасть? Пока единственно доступный способ через специальные очки или гарнитуру виртуальной реальности, где вы попадаете в созданный компьютером мир. Картинка может быть любой: пляж, лес или офисное пространство. Ничего не напоминает? Совершенно верно – «Матрицу» братьев Вачовски (сейчас уже сестёр).
Если в Голливуде – это мрачное место, то для нас пока всё радужно и перспективно. Метавселенная — это будущая версия интернета, которая разрабатывается в настоящее время. Скорее всего, это будет микс интернета, виртуальной и дополненной реальности, криптовалюты и NFT.
Стоит добавить, что метавселенная пока ещё не существует. Сейчас это комбинация новейших технологий и хайпа.
В настоящее время рынок виртуальной реальности оценивается в 16 млрд долларов, но, по прогнозам, он будет расти со скоростью 18% в год. Мы сейчас находимся на ранних этапах массового внедрения виртуальной реальности в наш быт, и для инвесторов это отличная возможность инвестиций в нечто огромное. И сейчас мы рассмотрим претендентов на добавление в инвестиционный портфель.
Facebook: всё только начинается
Начнём мы с компании Facebook. Летом 2021 года Марк Цукерберг заявил о больших планах создания метавселенной.
Для социальной сети эта область не является Terra Incognita. Facebook уже давно занимает лидирующие позиции в области виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Эмитент уже продал 8 млн пар гарнитур Oculus 2 VR. Поскольку и AR, и VR являются предшественниками метавселенной, это ставит соцсеть в выгодное положение. Facebook продолжит создавать предложения метавселенной, которые будут включать его продукты: Facebook, Instagram и WhatsApp.
Во втором квартале 2021 года компания сообщила о доходах на 497 млн долларов, не связанных с рекламой. Предполагаем, что бо́льшая часть этих денег пришла с продаж гарнитур. При общей выручке за отчётный период в $29 млрд выходит, что продажи VR-гарнитур в настоящее время составляют менее 2% от общей выручки Facebook. Как вы видите, места для роста в этом направлении предостаточно.
Facebook также недавно анонсировал Facebook Horizon (в настоящее время на стадии бета-тестирования), принять участие в котором можно только по приглашению.
Facebook Horizon – это многопользовательская «песочница» в виртуальной реальности. Horizon предлагает огромные виртуальные миры и мини-игры, а также множество социальных элементов для общения (группы, события и т. д.).
Инвестируя в эту социальную сеть, вы автоматически инвестируете во все её проекты. Акции компании выросли более чем на 150% за последние пять лет и вырастут более чем на 20% в 2021 году.
Nvidia: в основе метавселенной
Следующая компания в нашем списке также широко известна публике. Разработчик графических процессоров Nvidia (NASDAQ: NVDA), которая является бесспорным лидером в этой области, контролируя более 80% рынка.
Решения компании вы найдёте не только в графических процессорах, они также легли в основу систем искусственного интеллекта (ИИ), систем облачных вычислений и центров обработки данных.
Nvidia тоже связана с миром виртуальной реальности через свои графические процессоры. Дело в том, что те же технологии, которые используются для создания реалистичных изображений в видеоиграх, используются для создания другой реальности.
Nvidia запустила свою платформу виртуальной реальности Omniverse в 2020 году. На платформе можно заниматься 3D-моделированием и совместным проектированием. Дизайнеры и инженеры могут создавать в VR цифровых клонов из физического мира. Здесь можно моделировать различные среды для тестирования или обучения систем искусственного интеллекта.
Выручка Nvidia в прошлом году составила 16.7 млрд долларов, но это бледнеет по сравнению с общим адресным рынком компании (TAM), который руководство оценивает в $250 млрд к 2023 году.
Инвестирование компании в развитие метавселенной только расширит и без того огромные возможности Nvidia и добавит ещё 10 млрд долл. США на целевой рынок в ближайшие пять лет.
За последний финансовый год бумаги компании выросли более чем на 130%. А за последние 10 лет их рост составил 8 800%.
Roblox – игровая метавселенная
Другая компания, создающая свою метавселенную, и которую стоит упомянуть – это Roblox (RBLX). Мы склонны считать эту компанию прародителем метавселенной. Именно эта компания, создав свой виртуальный мир, посеяла идеи про метамир в голове Марка Цукерберга и руководства Nvidia.
Roblox – это игровая платформа, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом с помощью цифровых аватаров самыми разными способами. И это необязательно игры, в этом виртуальном мире возможны и концерты, и другие перфомансы.
Компания на рынке с 2006 года, но стала публичной только весной 2021 года. С момента IPO акции RBLX выросли более чем на 90%.
Компания стала мегапопулярной во время локдаунов 2020 года, и даже сейчас, когда мир постепенно выходит из виртуальной среды, популярность игровой платформы остаётся высокой. Это связано с тем, что руководство эмитента расширяет возможности своей метавселенной.
Так, на платформе стали организовывать виртуальные концерты с участием популярных групп. Росту популярности платформы способствует и начало сотрудничества между Roblox и компанией Nike.
Две компании создали новое виртуальное пространство под названием Nikeland. Это полностью цифровая вселенная, наполненный зданиями, аренами и прочим оборудованием в стиле Nike.
Сотрудничество Nike и Roblox – это первая ласточка, и хороший пример, как крупные компании могут найти себя на новом рынке.
Autodesk – лучше для дизайнера ничего нет
В конце нашего обзора мы поговорим про Autodesk. Эта компания известна своей программой AutoCAD, которая помогает инженерам, архитекторам, дизайнерам решать практически все задачи проектирования и моделирования. Проекты в AutoCAD создаются, как в 2D, так и в 3D формате. AutoCAD распространён во всём мире, и только во втором квартале 2021 года продажи этой программы были на 1 млрд долларов.
А какая связь между AutoCAD и VR? Дело в том, что разработчики стали использовать программу для проектирования и создания виртуальных миров для игр и развлечений. Компания для этого создала ряд новых продуктов, предназначенных для рендеринга 3D-анимации, создания виртуальных конструкций, зданий в виртуальной реальности и в дополненной реальности. Выручка от этого сегмента за последние кварталы выросла на 10%, если сравнивать с аналогичным периодом 2020 года.
Autodesk идеально подходит для инвестиций. У компании есть прибыльный основной бизнес и много возможностей в сфере метавселенной. Компания успешно развивает свою бизнес-модель SaaS. Продажи подписки растут, как и прибыль, которая во втором квартале 2021 года выросла на 23,5%. Свободный денежный поток эмитента составил $186 млн.
Полноценная метавселенная пока лишь идея, концепт, и все компании, о которых мы говорили лишь создают базу для неё. Но уже сейчас видно, что при нас зарождается мощный тренд.
Да, сейчас к нему имеют доступ немногие, но через какие-то 10 лет технологии VR и AR могут быть доступны каждому из нас. По подсчётам аналитика Morgan Stanley Брайана Новака, адресный рынок метавселенной равняется 8 трлн долл. США. Пока места на рынке много, но скоро мы станем свидетелями целых баталий между корпорациями, чтобы возглавить это движение.
обсуждение