При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Министр финансов королевства Мохаммед аль-Джадаан заявил, что Саудовская Аравия может вскоре начать инвестировать в экономику своего давнего регионального врага Ирана после прорывного соглашения, достигнутого между двумя странами о восстановлении дипломатических отношений.
На вопрос корреспондента CNBC, как скоро мир может увидеть значительные инвестиции богатой Саудовской Аравии в Иран и наоборот, Аль-Джадаан ответил: «Я бы сказал, очень быстро».
«Когда люди действительно придерживаются принципов того, что было согласовано, я думаю, это может произойти очень быстро. Наша цель, и я думаю, что это было очень ясно заявлено нашим руководством ранее, состоит в том, чтобы регион был стабильным, способным обеспечивать своих людей и процветать. И нет причин, чтобы этого не произошло», — сказал министр.
Эр-Рияд и Тегеран договорились возобновить дипломатические отношения и вновь открыть посольства в странах друг друга после переговоров под руководством Китая в Пекине.
Стороны также пообещали подтвердить «уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела государств», что стало важным шагом после многих лет взаимной вражды, предполагаемых нападений и шпионажа между двумя странами.
Некоторые региональные аналитики и западные политики скептически относятся к тому, будут ли эти страны, в частности Иран, выполнять свои обещания. Две ближневосточные державы по-прежнему идеологически расходятся, и подозрения стран в отношении друг друга не исчезнут в одночасье.
Тем не менее, министр финансов Саудовской Аравии выглядел оптимистично.
«Иран — наш сосед, и он был и будет им на протяжении сотен лет, — подчеркнул Аль-Джадаан. — Поэтому я не вижу никаких проблем, которые могли бы помешать нормализации отношений, взаимным инвестициям и т. д., пока мы придерживаемся соглашений — как вы знаете, уважая суверенные права, не вмешиваясь в дела других, соблюдая конвенции Организации Объединенных Наций и другие. Так что я не вижу никаких препятствий».
Страны дополнительно договорились о том, что будут возрождаться предыдущие соглашения о сотрудничестве, а именно «Соглашение о сотрудничестве в области безопасности» от 2001 г. и «Генеральное соглашение о сотрудничестве» от 1998 г., охватывающие области торговли, экономики, спорта, технологий, науки, культуры, спорта и молодежной политика.
«Три страны выразили готовность приложить все усилия для укрепления регионального и международного мира и безопасности», — говорится в заявлении Саудовской Аравии, объявляющем о сделке, в отношении себя, Ирана и Китая.
Два крупнейших производителя нефти сталкиваются с совершенно разными экономическими реалиями: Саудовская Аравия инвестирует на международном уровне и запускает мегапроекты стоимостью в триллионы долларов в рамках плана «Видение 2030» по диверсификации зависимости от нефти; и Иран, чья экономика и валюта росли в условиях западных санкций, коррупции в правительстве и бесхозяйственности.
Инвестиции из Саудовской Аравии, вероятно, станут большим благом для пострадавшей экономики Ирана, хотя неясно, будут ли действующие санкции США против Ирана применяться к финансовой деятельности между двумя странами.
«Я думаю, не вдаваясь в подробности, мы понимаем ясно, что для того, чтобы вы могли сосредоточиться на своем экономическом развитии и сосредоточиться на обеспечении людей в вашей стране, вам нужна стабильность, им нужна стабильность», — сказал Аль-Джадаан. «И я думаю, что в Иране есть много возможностей, и мы предоставляем им много возможностей, пока сохраняется добрая воля», — добавил он.
Иран и Саудовская Аравия давно обвиняют друг друга в дестабилизации региона и рассматривают друг друга как серьезную угрозу безопасности, часто по разные стороны региональных конфликтов, таких как конфликты в Йемене, Ливане и Сирии. Эр-Рияд и Вашингтон обвиняют Тегеран в причастности к нескольким нападениям на саудовские корабли, территорию и энергетическую инфраструктуру за последние несколько лет.
Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном в 2016 году после того, как иранские протестующие штурмовали посольство Саудовской Аравии в Тегеране в ответ на то, что саудовские власти казнили 47 диссидентов, в том числе ведущего шиитского священнослужителя.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение