При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Президент подписал закон, исключающий инвестиционных советников из сферы применения 115-ФЗ, однако коснулся документ только юридических лиц. Что же касается независимых советников – ради которых и принималось законодательство по инвестиционным советникам – то их новации опять не затронули. К сожалению.
Суть поправок в закон об инвестиционных консультантах
Закон, подписанный Владимиром Путиным, исключает инвестиционных советников из сферы правоприменения 115-ФЗ (О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма). При этом к организации, совмещающей деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, нормы данного закона будут применяться в части деятельности, предполагающей совершение операций с имуществом клиентов. Поскольку до принятия документа инвестиционным советником могло являться как юридическое, так и физическое лицо (индивидуальный предприниматель), и на советников — физических лиц действующая редакция антиотмывочного закона не распространялась, закон коснется только инвестиционных советников — юридических лиц.
Кроме того, закон дает профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим на основании лицензии ЦБ РФ деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, право проводить упрощенную идентификацию лиц при открытии и ведении лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг. Держатели реестра смогут поручать проведение идентификации и обновление информации о лицах, которым открыты счета в реестре, не только кредитным организациям, но и другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, выполняющим функции трансфер-агентов в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг.
Инвестиционных советников, не совмещающих свою деятельность с иными видами деятельности на финансовом рынке, предполагается исключить из числа финансовых организаций, обязанных исполнять требование закона в части идентификации своих клиентов, сообщения о сомнительных операциях и других требований. Вместо этого они будут обязаны выдавать уполномоченному органу по его запросу информацию о клиентах, которым предоставлены индивидуальные инвестиционные рекомендации, об инвестиционных профилях данных клиентов, а также о содержании инвестиционных рекомендаций.
Закон был принят Госдумой 1 апреля 2020 года и одобрен Советом Федерации 2 апреля 2020 года.
«Половинчатые меры»
Редакция портала Finversia.ru попросила независимых советников, которые – к слову – не подпадают под действие закона об инвестиционных консультантах – оценить новации от президента. Если говорить в двух словах, то реакция советников оказалась разочаровывающей, а предложенные меры – половинчатыми.
Андрей Паранич, глава Ассоциации «Национальная лига финансовых советников», подчеркнул, что новации от президента актуальны только для юридических лиц.
«По-прежнему затраты на получение и поддержание статуса инвестиционного советника великоваты для того, чтобы обеспечить формирование действительно массового рынка инвестиционных советников. Мы надеемся на дальнейшие шаги по смягчению регулирования этого сегмента», – Андрей Паранич, «Национальная лига финансовых советников».
- Таких компаний сейчас всего несколько, хватит пальцев одной руки пересчитать. Конечно, это им жизнь упростит, поскольку позволит не держать в штате дополнительную единицу – специальное должностное лицо – и не тратить силы на отчеты и взаимодействие с Росфинмониторингом.
При этом Паранич сомневается, что предложенная президентом мера способна привлечь на рынок новых советников. Эксперт говорит, что, по-прежнему затраты на получение и поддержание статуса инвестиционного советника «великоваты для того, чтобы обеспечить формирование действительно массового рынка инвестиционных советников» и надеется на дальнейшие шаги по смягчению регулирования этого сегмента.
С Параничем согласен и Владимир Савенок, генеральный директор «Личный капитал»:
– Новации вряд ли вызовут бум регистраций компаний нашего профиля в реестре ЦБ.
Как и Паранич, Савенок ждёт ещё несколько важных решений от законодателей:
1. Убрать обязательство держать контролера для ИП. Это бессмысленное требование для того, кто работает в одиночку.
– Требование по наличию контролёра на полную ставку с определенными требованиями к квалификации в компании из 2-3 человек, фактически в частной практике, опять же существенно увеличивает расходы, но я очень сомневаюсь, что хорошо защищают интересы инвестора. Представим себе на практике, что человек работает у меня в штате, я ему плачу зарплату, насколько он будет готов сказать моему клиенту, что мой совет неадекватен. Но вот для клиентов наличие третьего человека в наших отношениях серьезный вопрос конфиденциальности. Они уже пришли к советнику и доверили достаточно чувствительную информацию, они уверены в квалификации советника, им не нужно второе мнение от человека, которые у советника на зарплате и совершенно нет желания делиться с еще каким-то человеком чувствительной информацией о себе, – приводит пример Катя Баева. финансовый советник.
А Савенок, в свою очередь, предлагает убрать НДС с ООО и перевести на упрощенную систему налогообложения, поскольку «это самая большая нагрузка на компанию и консалтинговая компания не сможет работать с такой нагрузкой».
«Убрать НДС с ООО и перевести на упрощенную систему налогообложения, поскольку это самая большая нагрузка на компанию и консалтинговая компания не сможет работать с такой нагрузкой», – Владимир Савенок, «Личный капитал».
Алексей Родин, управляющий активами, основатель Агентства семейных финансов InvestArt advisors, между тем, замечает, что новация позволит войти в реестр тем, кого останавливали бюрократические моменты:
– Соответственно, это позволит качественнее контролировать отрасль, что дополнительно защитит клиентов. Брокерам также разрешено проводить удалённую идентификацию клиентов.
Финсоветник Катя Баева в целом приветствует изменения, но добавляет, что в нынешней редакции закона об инвестиционных консультантах «ещё столько лишнего».
– Поэтому я не думаю, что отмена данного требования не даст существенных улучшений. Мое мнение, что закон в текущей редакции никак не защищает интересы инвесторов, но создает значительные затраты временные и денежные, которые будут переложены на инвестора.
Есть претензии у советника и по части проведения квалификации клиента:
– К примеру, чтобы инвестировать на зарубежных площадках клиент должен быть квалифицирован. Но советник не может это сделать самостоятельно. На практике сейчас советник отправляет клиента в банк, чтобы там клиент стал квалифицированным инвестором, а потом вернулся к советнику.
Нет нормальной системы аттестации инвестиционных консультантов. К примеру, сданные экзамены ФСФР совершенно не гарантируют высокую квалификацию человека, потому что в них очень часто нерелевантная информация. Сейчас такое же могут придумать и для инвестиционных консультантов. Я сравниваю ФСФР с CFA (американская сертификация), и там просто абсолютно другой уровень.
«Нет нормальной системы аттестации инвестиционных консультантов. К примеру, сданные экзамены ФСФР совершенно не гарантируют высокую квалификацию человека, потому что в них очень часто нерелевантная информация», – Катя Баева, финансовый советник.
Баева предлагает ввести группу особо защищаемых инвесторов по формальным признакам. К примеру, пенсионеры, безработные, имеющие большие кредиты, очень небольшой активный доход и без собственных активов, и так далее. И таким людям просто запретить вкладываться в высокорискованные инструменты. Тут должна быть аккуратно определена группа особо защищаемых и инструменты.
– Например, я совершенно не согласна, что особо защищаемая категория не может покупать акции из индекса S&P-500, но может покупать условный Газпром. Но при нормальной проработке данной инициативы, когда будут запрещены для особо защищаемой группы, например, деривативы, «десятые» плечи (таких плечей вы не получите у американского брокера, а у российского – пожалуйста), подключения к стратегиям автоследования от частных инвесторов возможно без особой квалификации, тогда в принципе советник не сможет «загнать» инвестора во что-то рискованное и это будет контролироваться на уровне брокеров и банков. Опять же на уровне банков можно контролировать, чтобы особо защищаемая группа не могла переводить деньги на зарубежных брокеров в сомнительные юрисдикции. Таких групп может быть определено несколько с разными списками доступных инструментов.
обсуждение