При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Китай по-прежнему играет важнейшую роль в глобальных цепочках поставок, независимо от того, подорвут ли бизнес локдауны из-за Covid-19 в ближайшем будущем.
Компании и аналитики годами обсуждали вывод заводов из Китая, особенно с учетом роста стоимости рабочей силы и обострения торговой напряженности между США и Китаем.
Пандемия коронавируса возобновила эти дискуссии. Иностранные компании говорят о том, что управленцы могут легко ездить на заводы в Юго-Восточной Азии, но не в Китай. Некоторые указывают на рост экспорта из Вьетнама как на показатель того, что цепочки поставок перемещаются в соседние с Китаем страны.
«Диверсификация цепочек поставок довольно сложна, потому что люди всегда про это говорят, а советы директоров любят это обсуждать, но часто в конце концов люди обнаруживают, что это трудно реализовать», — сказал Ник Марро (Nick Marro), руководитель международной торговли The Economist Intelligence Unit.
Когда в 2020 году предприятия проводили эти обсуждения, выяснилось, что «Китай смог остаться открытым, в то время как Малайзия и Вьетнам закрылись», — сказал Марро. «На самом деле, решающим фактором сейчас является то, как Китай планирует поддерживать этот [Covid] контроль в то время, как остальной мир откроется».
Китайская так называемая политика "нулевой терпимости к Covid-19" помогла стране быстро вернуться к росту в 2020 году. Однако с тех пор реализация этих мер ужесточилась, особенно в этом году, поскольку Китай столкнулся с новым всплеском случаев заболевания коронавирусом в Шанхае и других частях страны.
В цифрах экспорт Китая вырос на 3,9% в апреле по сравнению с годом ранее, что является самым медленным темпом роста с момента увеличения на 0,18% в июне 2020 года, согласно официальным данным, полученным через платформу Wind Information.
Во Вьетнаме, напротив, в апреле экспорт подскочил на 30,4% по сравнению с прошлым годом после увеличения почти на 19,1% в годовом исчислении в марте, как показывают данные.
Уровень интереса к производству во Вьетнаме «весьма значителен», сказал в телефонном интервью Вишрут Рана (Vishrut Rana), сингапурский экономист S&P Global Ratings. «Вьетнам стал очень важным узлом цепочки поставок бытовой электроники».
Но экспорт Вьетнама в апреле составил $33,26 млрд, или около одной восьмой от мирового экспорта Китая в $273,62 млрд в этом месяце, по данным Wind.
«С точки зрения Китая, вывод мощностей локального производства не будет достаточно значительным, чтобы действительно изменить характер роли Китая в общей цепочке поставок», — сказал Рана. «Китай по-прежнему остается основным центром сети электроники в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
И бизнес по-прежнему много инвестирует в Китай.
Министерство торговли Китая сообщило на прошлой неделе, что за первые четыре месяца года прямые иностранные инвестиции в Китай выросли на 26,1% в годовом исчислении до $74,47 млрд. За это время инвестиции из Германии подскочили на 80,4%, а инвестиции из США — на 53,2%.
В свою очередь, прямые иностранные инвестиции во Вьетнам сократились на 56% в годовом исчислении до $3,7 млрд за первые четыре месяца года, как показали данные Wind. Прямые иностранные инвестиции из США упали на 14%.
«На данный момент очень сложно сравниться с масштабами и размахом китайских цепочек поставок за пределами Китая», — сказал Рана. Он добавил, что только цепочки поставок для очень специфических продуктов, таких как полупроводники или детали для электромобилей, могут постепенно перемещаться во Вьетнам, Малайзию или другие страны.
Доминирование Китая в цепочке поставок, наработанное годами, также поддерживает новые бизнес-модели.
Одним из наиболее известных проектов является онлайн-ритейлер Shein. При поддержке таких фондов, как Sequoia Capital China, компания объединила аналитику больших данных и свою сеть цепочек поставок в Китае, чтобы стать международным гигантом электронной коммерции в сфере недорогой модной одежды (fast fashion).
«Преимущество цепочки поставок Китая основано не только на стоимости рабочей силы», — сказал Джеймс Лян (James Liang), управляющий партнер Skyline Ventures.
Согласно его анализу, не менее 20% стоимости товаров, продаваемых производителями одежды и мебели, приходится на оплату труда по сравнению с 5% у производителей электроники.
Преимущество Китая заключается в том, что у него есть центры цепочки поставок, которые, по мнению Ляна, открывают предприятиям путь к повышению эффективности за счет интеграции всех своих поставщиков в одну цифровую систему.
Он сказал, что в октябре прошлого года его компания инвестировала $5 млн в мебельную компанию Povison, которая пытается воспроизвести бизнес-модель Shein.
Последние ограничения из-за Covid-19 также замедлили способность грузовиков перевозить товары по всему Китаю, в то время как многие заводы в Шанхае в течение нескольких недель работали с ограниченным производством или вообще не работали.
Перенести операции из Китая сложно, но «наше исследование показывает, что будет меньше инвестиций в Китай и больше инвестиций в Юго-Восточную Азию», — считает Йорг Вуттке (Jörg Wuttke), президент Торговой палаты ЕС в Китае.
Он отметил, что теперь стало гораздо проще направлять руководителей в Сингапур или другие страны региона, нежели в Китай.
В результате последних мер по сдерживанию Covid-19 почти четверть из 372 респондентов, участвовавших в опросе Торговой палаты ЕС в Китае в конце апреля, заявили, что рассматривают возможность переноса текущих или запланированных инвестиций на другие рынки.
Но 77% заявили, что у них таких планов нет. Опрос американских предприятий в Китае выявил аналогичные тенденции.
Результаты этого опроса показывают, что «компании не хотят уходить с рынка, но и не знают, что им делать», — прокомментировал Марро из EIU. «Сейчас это больше история о нерешительности».
«Иностранные компании будут расстроены этой политикой [ноль-Covid], но, в итоге, существет не так много компаний, которые собираются поставить под угрозу свои позиции на многолетнем рынке из-за временного шока», — сказал он. .
Даже такие компании, как Starbucks, которые приостановили экспансию из-за непредсказуемости Covid-19, заявили, что по-прежнему ожидают, что в долгосрочной перспективе их бизнес в Китае станет больше, чем в США.
Многие аналитики ожидают, что Китай может начать ослаблять свою политику по борьбе с коронавирусом после политических перестановок осенью.
Отвечая в четверг на прошлой неделе на вопрос о результатах опроса Палаты ЕС, министерство торговли Китая отметило только глобальное влияние пандемии на цепочки поставок. Министерство также заявило, что Китай улучшит сервис по иностранным инвестициям и расширит возможности для иностранного бизнеса.
«Реконфигурировать цепочки поставок не так просто, как включить и выключить свет», — сказал Стивен Олсон (Stephen Olson), старший научный сотрудник Hinrich Foundation.
«Конечно, шахматная доска будет переконфигурирована, если карантин затянется на неопределенный срок», — сказал он. «В этом случае на компании будет нарастать давление, чтобы они рассмотрели возможность изменения схемы поставок, и экономические и коммерческие последствия этого будут выглядеть намного более благоприятными».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Some factories might leave China, but in the grand scheme of things it doesn’t matter much (CNBC)
обсуждение