При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
После безумного ажиотажа SPAC в США так называемые компании по приобретению специального назначения рыщут в поисках сделок на растущем технологическом рынке Европы.
После более чем успешного года для SPAC в США, все большее число "компаний-пустышек" собирают средства с намерением прикупить какую-нибудь европейскую технологическую фирму.
SPAC - это компании-оболочки, которые создаются с единственной целью - собрать средства для приобретения существующей частной компании, чтобы целевая компания могла обойти традиционный процесс первичного публичного предложения/размещения (IPO).
По данным Refinitiv, в прошлом году эти незарегистрированные компании привлекли в общей сложности 78,2 миллиарда долларов в результате 244 IPO в США. Популярность SPAC в США продолжалась и в 2021 году, когда с начала года еще 134 компании привлекли почти 39 миллиардов долларов.
Привлекательность SPAC заключается в том, что они предлагают компаниям возможность ускорить листинг на фондовой бирже. IPO может быть гораздо более длительным процессом, и некоторые фирмы предпочитают не идти по традиционному пути, чтобы избежать возможных колебаний настроений на рынке. IPO также вызывают критику со стороны венчурных капиталистов, которые опасаются, что это занижает реальную стоимость.
SPAC являются альтернативой IPO, а также прямым листингам, когда компании продают существующие акции инвесторам на публичном рынке. Они часто привлекают быстрорастущие технологические компании. В прошлом году британский производитель электромобилей Arrival объявил о сделке по публичному размещению акций посредством слияния с американской компанией специального назначения.
Европа в значительной степени упустила бум SPAC. Всего три таких SPAC зарегистрировались в Европе в прошлом году, их чистая прибыль составила 495 миллионов долларов. И в этом году на европейском континенте пока ещё не дебютировал ни один SPAC.
SPAC не являются новым феноменом, но они процветали в США именно в 2020 году. После того, как SPAC завершит свое IPO, средства инвесторов хранятся на доверительном счете, и акционеры могут проголосовать против сделки, если они с ней не согласны, и тем самым вернуть свои деньги обратно.
Инсайдеры отрасли говорят, что SPAC, как правило, имеют несколько другую структуру в США, чем в Европе. В Европе гораздо меньше технологических компаний, акции которых котируются на бирже, чем в Америке, что затрудняет для инвесторов и аналитиков проведение оценок и сравнительный анализ компаний в этом секторе.
Лондонская фондовая биржа пытается привлечь больше SPAC и уже связалась с юридическими фирмами и банками, чтобы узнать, могут ли они облегчить листинг таких компаний, сообщил CNBC источник, знакомый с ситуацией.
Между тем, Великобритания начала пересмотр своих правил листинга, чтобы привлечь на рынок больше технологических компаний. В Европе в целом был заметно спокойный год с точки зрения технологических IPO в прошлом году, тогда как в США произошел целый ряд крупных дебютов, например, таких компаний, как DoorDash и Airbnb.
«К сожалению, в Европе интересные и привлекательные компании не имеют такого же доступа к капиталу, как в США, ни в частной сфере, ни на публичных рынках», - сказал в передаче CNBC «Уличные знаки Европы» Макрам Азар (Makram Azar), генеральный директор Golden Falcon Acquisition Corp - SPAC, который сосредоточен на европейских технологиях.
«Например, пул венчурного капитала в Европе намного меньше, чем в США, а рынок IPO очень слаб» - добавил он.
Все большее количество компаний-пустышек регистрируются в Нью-Йорке с главной целью купить ту или иную европейскую технологическую фирму.
Азар, бывший председатель Европейского банка в Barclays, привлек 345 миллионов долларов для своего SPAC в ходе IPO в декабре. Golden Falcon стремится стать европейским «чемпионом» в сфере технологий, СМИ и телекоммуникаций (Technology, Media, and Telecom, TMT) или финтех стартапов.
«В Европе существует более 60 «единорогов» в области TMT и финансовых технологий», более 20 из которых базируются в Великобритании, - сказал Азар, добавив, что он видит «очень привлекательные компании» в этом регионе.
На протяжении многих лет финтех являлся особенным благом для технологического сектора Европы. Цена акций Adyen, платежной компании, зарегистрированной в Амстердаме, выросла более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. И на частных рынках появляются все более ценные компании, такие как Checkout.com и Klarna.
Другой SPAC, North Atlantic Acquisition Corp, в прошлом месяце привлек $379,5 млн в ходе своего IPO. Компания в основном занимается поиском целей для приобретения в потребительском, промышленном и технологическом секторах Европы.
«Это интересный рынок в Европе, - говорит Гэри Куин (Gary Quin), генеральный директор North Atlantic Acquisition Corp и бывший вице-председатель инвестиционно-банковского подразделения Credit Suisse в Европе. «Мы наблюдаем поток сделок, поступающих из нескольких разных областей».
Куин сказал, что ожидает, что его SPAC обеспечит заключение сделки по объединению с одной из европейских компаний «где-то между январем и двумя годами позже».
Некоторые европейские компании также уже думают о слиянии с компаниями SPAC.
Вскоре после IPO одному такому SPAC позвонили более 10 европейских технологических компаний, сообщил CNBC источник, знакомый с ситуацией. Человек предпочел остаться анонимным из-за деликатного характера обсуждений.
SPAC не могут привлекать потенциальных клиентов к слиянию до тех пор, пока они не попадут в листинг.
Когда дело доходит до технологий, Европа часто считается отстающей от США и Китая, но этот регион быстро растет. По данным лондонской венчурной компании Atomico, европейские стартапы в прошлом году привлекли рекордное финансирование в размере 41 миллиарда долларов.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- After U.S. SPAC frenzy, blank-check firms eye deals in Europe’s burgeoning tech sector (CNBC)
обсуждение