При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На днях Министерство финансов выступило с инициативой ввести шесть новых видов платежей в Налоговый кодекс РФ. В том, какие из этих сборов прямо или косвенно коснутся физических лиц, разбирался портал Finversia.ru.
Минфин сообщил, что планирует ввести новые виды налогов, а точнее – перевести в разряд налогов шесть видов существующих сегодня неналоговых платежей. Предполагается, что в Налоговом кодексе Российской Федерации через некоторое время появятся новые главы, описывающие порядок уплаты: сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования, налога на операторов сети связи общего пользования, гостиничного сбора, экологического налога и утилизационного сбора. Кроме того, в Налоговый кодекс добавятся платежи за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений) из государственных реестров (регистров) федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений.
Общественному обсуждению этой инициативы старт положен 1 апреля. Есть вероятность, что законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс будет принят Государственной Думой уже в весеннюю сессию.
Зачем это нужно?
Согласно логике Министерства финансов, отражённой в пояснительной записке к законопроекту, платежи, о которых идёт речь, имеют «квазиналоговый характер», а значит, совершенно естественным будет перевести их в разряд налогов. Экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения и налог на операторов сети связи общего пользования, согласно проекту, претендуют на федеральный статус, а гостиничный сбор должен дополнить перечень местных налогов. Как ясно из пояснительной записки, нынешний «неналоговый» статус платежей препятствует их эффективному сбору – слишком мала ответственность за неуплату.
– Если перечисленные платежи будут включены в федеральные (в случае с гостиничным сбором – местные) налоги и сборы, то на уклонение от их уплаты или неуплату, совершенные в крупном размере, будет распространяться уголовная ответственность, – называет одно из основных последствий принятия законопроекта юрист компании «Юристат» Гиоргий Башинуридзе.
Предприниматели, как можно было ожидать, в массе своей законопроект не одобрили. По их мнению, «расширение» Налогового кодекса приведёт к увеличению административной и фискальной нагрузки на бизнес. Как писал «КоммерсантЪ», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), объединения «Деловая Россия» и «Опора России» в марте отправили Владимиру Путину письмо с заявлением о своем несогласии с уже озвученным на тот момент предложением Минфина ввести основные неналоговые платежи в Налоговый кодекс РФ.
Налоги на колёсах
Что же появление новых налогов и сборов может означать для физических лиц? По мнению опрошенных порталом Finversia.ru экспертов, почти все они прямо или косвенно затронут граждан. Главным образом, на кошельках россиян отразится утилизационный сбор, однако и остальные налоги, о которых идёт речь, опосредованно могут повлиять на каждого.
– Из заявленных Минфином новых видов налогов физических лиц может коснуться утилизационный сбор при условии покупки транспортного средства за рубежом и самостоятельном ввозе на территорию РФ, – говорит Наталья Семёнова, независимый финансовый советник.
Утилизационный сбор должны будут уплачивать физические (как, впрочем, и юридические) лица, которые производят или ввозят на территорию России товары или упаковки, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, производят колёсные транспортные средства (шасси, прицепы, самоходные машины) либо приобретают транспортное средство у лица, которое ранее не уплачивало на него утилизационный сбор, добавляет Гиоргий Башинуридзе.
По мнению генерального директора Юридической компании Лимаркс Партнерс Дениса Лапшина, не менее актуальным для граждан является анонсированный сбор с пользователей автодорог: «В законопроекте указано, что плательщиками за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования признаются владельцы транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Если физическое лицо имеет в собственности транспортное средство с заявленной массой и выше, то оно будет подпадать под требования».
Туризм, экология и связь
Экологический налог, который предлагается ввести взамен существовавшего ранее аналогичного неналогового сбора, должен быть уплачен физическими и юридическими лицами при условии осуществления деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Конечно же, в первую очередь он коснётся предприятий, а к физическим лицам будет иметь отношение лишь в редких случаях.
Обязанность по уплате гостиничного сбора планируется возложить на плечи физических и юридических лиц, предоставляющих гостиничные и смежные услуги. Напомним, на сегодняшний день действует эксперимент по взиманию так называемого «курортного сбора» в четырёх «пилотных» регионах – Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, и завершится он только 1 января 2022 года. Поэтому новый гостиничный сбор, в случае одобрения законопроекта, начнёт взиматься с 1 января 2023 года. «Если предлагаемые Минфином изменения вступят в силу, стоит ожидать определённого повышения цен на гостиничные номера», – предполагает Гиоргий Башинуридзе.
По той же логике, стоит готовиться и к удорожанию услуг сотовой связи, считает эксперт. Налог на операторов сети связи общего пользования будет уплачиваться операторами таких сетей. Им станут облагать услуги связи, предоставляемые абонентам. А значит, скорее всего, представители бизнеса переложат эти затраты на потребителей.
И, наконец, законопроект Минфина предлагает включить в Налоговый кодекс в качестве государственной пошлины ряд платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров) федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений (к примеру, государственного реестра саморегулируемых организаций, единого государственного реестра автомобильных дорог, реестра федерального имущества, единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, единого государственного реестра недвижимости и т.д.). На данный момент эти пошлины также существуют в качестве неналоговых платежей.
обсуждение