При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В прошлом месяце стоимость жизни в еврозоне достигла очередного рекордно высокого уровня, что вызывает дополнительные вопросы о том, как Европейский центральный банк может стабилизировать столь быстро растущие потребительские цены.
Общая инфляция в еврозоне в марте составила 7,5% в годовом исчислении, согласно предварительным данным Европейского статистического управления (Eurostat), опубликованным в пятницу. Общая инфляция в феврале достигла 5,9%.
Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард заявила ранее на этой неделе, что «три основных фактора, вероятно, будут способствовать росту инфляции» в будущем.
Она сказала, что «цены на энергоносители, как ожидается, будут оставаться высокими дольше», «давление на продовольственную инфляцию, вероятно, усилится» и «глобальные узкие места в производстве, вероятно, сохранятся в некоторых секторах».
Этот экономический фон заставляет потребителей быть более пессимистичными в отношении своих будущих перспектив. «Домохозяйства становятся более пессимистичными и могут сократить расходы», — заявила Лагард в ходе своего выступления на Кипре в среду.
Хотя главным виновником экономических проблем стала энергетика, инфляция цен на продукты питания, услуги и товары длительного пользования превысила целевой показатель ЕЦБ в 2%, что является еще одним доказательством того, что рост цен приобретает все более масштабный характер, а не является просто отражением высоких цен на нефть и газ.
Учитывая, что ЕЦБ постоянно занижал инфляцию в прошлом году, эта цифра станет шоком для официальных лиц, некоторые из которых уже призывают к более жесткой политике, чтобы избежать закрепления высоких темпов роста цен.
«Данные по инфляции говорят сами за себя, — заявил в пятницу Йоахим Нагель, президент немецкого Бундесбанка. — Денежно-кредитная политика не должна упускать возможность введения своевременных контрмер».
Управляющие центробанками Австрии и Нидерландов уже призвали к повышению ставок в этом году, опасаясь, что быстрый рост цен становится всеобъемлющим, и этот аргумент подтверждается данными, опубликованными в пятницу.
Инфляция без учета волатильных цен на продукты питания и топливо, за которой внимательно следит ЕЦБ, выросла до 3,2% с 2,9%, в то время как более узкий показатель, который также исключает алкоголь и табачные изделия, подскочил с 2,7% до 3,0% .
Любое сокращение поставок российского газа также быстро отразится на потребителях, что приведет к росту цен, несмотря на то, что правительства принимают меры по субсидированию экономики для компенсации части затрат.
Все это ставит перед ЕЦБ сложную политическую дилемму.
Его главная задача — вернуть инфляцию к 2%, но ужесточение политики сейчас может привести к краху экономики, которая уже еле-еле оправляется от политической нестабильности на континенте и сохраняющегося воздействия пандемии COVID-19.
По оценкам ЕЦБ, рост в первом квартале был положительным, но незначительным, в то время как рост во втором квартале будет близок к нулю, поскольку высокие цены на энергоносители снижают уровень потребления и наносят ущерб корпоративным инвестициям.
Это предполагает, что ЕС близок к состоянию стагфляции, когда быстрая инфляция сочетается со стагнацией роста.
Высокие цены на энергоносители традиционно являются препятствием для роста и, таким образом, фактически будут оказывать давление на инфляцию после того, как ее непосредственный всплеск пройдет, повышая риск того, что впоследствии рост цен снова упадет ниже целевого уровня.
Но ЕЦБ вряд ли может дальше игнорировать высокую инфляцию, тем более что до ее пика еще три-четыре месяца.
Рынок труда в еврозоне испытывает максимальное напряжение за последние десятилетия, поэтому инфляция заработной платы, являющаяся предварительным условием устойчивой потребительской инфляции, уже находится в стадии развития. А бездействие ЕЦБ также повысит инфляционные ожидания, что, вероятно, сделает рост цен более равномерным.
«Забегая вперед, все данные последних опросов показывают, что ценовое давление остается чрезвычайно сильным, поэтому есть большая вероятность того, что базовая инфляция продолжит расти, — сказал Джек Аллен-Рейнольдс из Capital Economics. — Мы думаем, что ЕЦБ скоро придет к выводу, что он не может больше ждать, прежде чем начать повышать процентные ставки».
«Мы запланировали три повышения ставок на 25 базисных пунктов на этот год», — добавил он.
Аналитики Berenberg ожидают первого повышения ставки в четвертом квартале 2022 года, а в 2023 году — трех других.
«Таким образом, у ЕЦБ больше времени, чем у ФРС США, чтобы свернуть свои монетарные стимулы. Но дорогая политика “зеленого перехода” и несколько экспансионистская налогово-бюджетной политика, вероятно, снова приведут к росту инфляции», — сказал Саломон Фидлер, экономист Berenberg, добавив, что «ЕЦБ в конечном итоге также должен будет отреагировать».
ЕЦБ недооценивал рост цен на протяжении всего прошлого года, поэтому уровень доверия к регулятору снизился.
Вероятным компромиссом для центробанка будет ужесточение денежно-кредитной политики в этом году.
Рынки в настоящее время оценивают повышение ставок на 60 базисных пунктов к концу года, но монетарные власти были более осторожными, никто из них не призывал к таким значительным изменениям.
Однако риск заключается в том, что большие неожиданности в отношении инфляции могут вынудить ЕЦБ скорее ужесточить политику, а затем уже позже сыграть в догонялки.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Euro zone inflation hits another record, raising pressure on ECB (Reuters)
- Euro zone inflation hits another record high of 7.5% as Russia-Ukraine war pushes up energy prices (CNBC)
обсуждение