При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В то время как производители электромобилей ведут в Китае интенсивную ценовую войну, чтобы поддержать замедляющийся спрос, китайские бренды с сильными гибридными линейками становятся победителями. Они привлекают потребителей автомобилями с большим запасом хода, которые могут стоить дешевле, чем автомобили с бензиновым двигателем.
Возникающая тенденция может дать проблеск надежды мировым автопроизводителям, таким как Toyota и Honda, которые реализуют «многонаправленную» стратегию электрификации, поскольку продажи электромобилей (EV) теряют темпы в Европе и США, отчасти из-за высоких затрат на автофинансирование.
Треть общего объема продаж автомобилей Toyota, самого продаваемого в мире автопроизводителя, уже приходится на гибриды. Компания сообщила о росте продаж гибридов на 34% за шесть месяцев до конца сентября, опередив рост общей выручки на 9%.
Эксперты предупреждают, что иностранные бренды сейчас сталкиваются с растущей угрозой со стороны китайских конкурентов, которые завоевали внутренний рынок гибридов и смотрят за границу, воодушевленные своей силой в качестве производителя электромобилей с самыми низкими затратами в мире после ряда крупных инвестиций в цепочки поставок.
В Соединенных Штатах большинство гибридных силовых агрегатов продаются по цене от $1500 до $2000 выше моделей с двигателем внутреннего сгорания, но в Китае некоторые гибриды предлагаются с небольшой скидкой по сравнению с бензиновыми моделями и могут быть на 23% дешевле, чем чистые электромобили.
По мнению аналитиков, это ценовое преимущество подталкивает китайских потребителей к гибридным моделям, которые работают почти как чистые электромобили, когда используются для коротких ежедневных поездок на работу, и вообще потребляют мало бензина.
«Люди все чаще признают, что автомобиль может быть оснащен как электродвигателем, так и бензиновым двигателем, поскольку они дополняют друг друга, — отметил Сюй Минь, профессор Института интеллектуальных транспортных средств Шанхайского университета Цзяо Тун. — Везде, где эффективность бензинового двигателя низкая, мы можем компенсировать это электродвигателем».
Два типа гибридов – подключаемый гибрид (PHEV) и гибрид с увеличенным запасом хода (EREV) – пользуются высоким спросом: их совокупные поставки выросли на 85% и опережают рост продаж чистых электромобилей на 14% в этом году, как показали отраслевые данные.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), популярность этих гибридов настолько велика, что сейчас этот сегмент вдвое меньше рынка чистых электромобилей и составляет 12% от общего объема продаж легковых автомобилей.
Li Auto, самый популярный продавец гибридов с увеличенным запасом хода в Китае, имеет тысячи клиентов, ожидающих доставки ее новых больших внедорожников, что резко контрастирует со многими другими брендами, которые борются с увеличением нераспроданных запасов.
«Гибриды с увеличенным запасом хода — лучший вариант для китайских водителей, которые хотят... решить проблему беспокойства по поводу запаса хода, повысить топливную экономичность, улучшить характеристики вождения и снизить цены», — пояснил Йель Чжан, управляющий директор консалтинговой компании Automotive Foresight.
На рынке PHEV компания BYD укрепила свои позиции в качестве наиболее доминирующего игрока, предлагая восемь из 10 самых продаваемых гибридных автомобилей в Китае.
PHEV может приводиться в движение напрямую от электродвигателя или от бензинового двигателя. EREV имеет аккумуляторную батарею большего размера и работает только на электричестве, а его бензиновый двигатель служит аккумулятором для подзарядки батарей, когда они разряжаются.
Растущая популярность PHEV и EREV от китайских фирм, которые доминировали в топ-10 самых продаваемых моделей EREV или PHEV, повлияла не только на продажи бензиновых автомобилей, но и на бензиновые гибридные автомобили (HEV), сегмент, который Toyota впервые начала с Prius в конце 1990-е годов.
Продажи HEV в Китае, где Toyota по-прежнему доминирует с четырьмя самыми продаваемыми моделями, упали на 15%, а продажи бензиновых автомобилей упали на 11%, что подчеркивает потенциальные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные автопроизводители.
HEV используют бензин в качестве основной трансмиссии и оснащены относительно небольшим аккумуляторным блоком, который подзаряжается во время торможения и используется для вспомогательного питания. Спад продаж этого типа в Китае отчасти является результатом государственной политики, которая отдает предпочтение гибридам с батарейным питанием, предлагая снижение налогов на электромобили, PHEV и EREV.
Иностранный автопроизводитель первым вышел на рынок EREV в Китае только для того, чтобы уступить его местным конкурентам: в 2017 году General Motors за два года до этого выпустила Buick Velite 5 как первый гибрид с увеличенным запасом хода в Китае. Li Auto начала тогда серийное производство.
Но это был неудачный опыт: было продано чуть более 4 тыс. единиц, и GM в 2020 году остановила продажи. Напротив, Li Auto продала 244 225 автомобилей EREV за первые девять месяцев 2023 года.
Борьба таких компаний, как GM и Toyota, является суровым напоминанием о растущих угрозах, исходящих от китайских конкурентов, которые сейчас стремятся к экспортным рынкам для роста.
BYD расширяет продажи PHEV за рубежом, предлагая линейки Han, Qin и Song в Латинской Америке, где меньше зарядной инфраструктуры.
Сообщается, что Stellantis инвестирует $1,6 млрд в Leapmotor и заинтересован в доставке гибридов EREV китайского партнера в Европу.
В Stellantis заявили агентству Рейтер, что не исключают возможности сотрудничества с Leapmotor по новым продуктам в области энергетических технологий. Leapmotor не ответил на запрос о комментариях.
Однако Сюй из Университета Цзяо Тун отметил, что разница в требованиях водителей на разных рынках может повлиять на спрос на китайские автомобили.
Например, в Северной Америке потребители будут искать автомобили большей мощности для буксировки прицепов, что приведет к большей популярности HEV.
Тем не менее, некоторые скептически относятся к долгосрочному будущему HEV.
«Обычный гибрид (HEV) вдыхает жизнь в умирающего пациента — бензиновый двигатель», — полагает Билл Руссо, генеральный директор шанхайской консультативной фирмы Automobility.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение