При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ОАО РЖД предложило сократить дефицит инвестпрограммы, который уже на 2022 год оценивается в 270 млрд руб., за счет ряда тарифных мер, которые увеличат нагрузку на грузоотправителей на 65–70 млрд руб. в год. Переход с учета в тарифе потребительской инфляции на промышленную позволит получить около 30 млрд руб. в год. Еще порядка 35 млрд руб. в год — даст корректировка целевой надбавки к тарифу на капремонт: предположительно с 2% до 4%. Это позволит ОАО РЖД привлечь на долговых рынках порядка 340 млрд руб. в ближайшие три года, но не избавит от дефицита инвестпрограммы: если в 2022 году он составит менее 90 млрд руб., то в последующие годы все равно превысит 300 млрд руб. в год.
ОАО РЖД рассчитало, как частично сократить дефицит своей инвестпрограммы. По проекту финплана, рассказал “Ъ” источник, знакомый с его содержанием, грядущий дефицит в 2022–2024 годах, вызванный увеличением инвестпрограммы до уровня более 1 трлн руб. в год и составляющий 270, 431 и 791 млрд руб. соответственно, предлагается сократить за счет ряда преимущественно тарифных мер, позволяющих образовать дополнительное кредитное плечо.
ФАС выступала против перехода на индекс ценового давления. Впрочем, этот вопрос дошел до президента, и как разрешится, пока неясно.
Также предполагается, что будет скорректирована целевая надбавка на капремонт. Такая надбавка в 2% уже заложена в долгосрочной программе развития компании, как и другая целевая надбавка в 1,5% на компенсацию изменений налогового законодательства, действие которой планируется продлить. Но новая надбавка на капремонт должна приносить холдингу еще порядка 33–37 млрд руб. в год в эти годы. Исходя из плановой выручки от грузоперевозок, это дополнительные 2 п. п. Вместе с другими мерами, такими как сохранение налога на имущество в размере 1,6% и в 2024 году, а также с учетом погашения Росжелдором задолженности прошлых лет, это образует кредитный рычаг в размере 49, 83 и 207 млрд руб. в год в 2022–2024 годах и позволяет удержать соотношение долг/EBITDA на более низком, чем при иных обстоятельствах, уровне в 3,6–3,8.
В 2023 и 2024 годах эти меры прибавят к этому показателю 67 и 130 млрд руб. соответственно. Но даже с такими допущениями инвестпрограмма останется дефицитной, и если в 2022 году не хватать будет 88 млрд руб., то в 2023–2024 годах дефицит заметно перевалит за 300 млрд руб. в год.
Учитывая, что, несмотря на весь набор предложенных решений, большая часть которых выглядит нереализуемыми, все равно формируется дефицит, инвестпрограмма должна быть оптимизирована, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, ОАО РЖД следует разнообразить повестку и не требовать индексации тарифов с теми же аргументами, которые не меняются уже несколько лет и неоднократно подвергались критике и участников рынка, и органов власти. Эксперт полагает, что в условиях, когда государство только что заметно увеличило налоговую нагрузку на основные сырьевые отрасли, монополия могла бы претендовать на часть этих средств, направив единственному акционеру аргументированный запрос с перечнем мероприятий, которые будут реализованы. Если же правительство решит, что нагрузку на грузоотправителей с учетом сверхблагоприятной конъюнктуры можно было бы повысить, то, по мнению господина Бурмистрова, может иметь смысл только кратковременное и гибкое повышение тарифов на экспортные перевозки, которое будет жестко увязано с конъюнктурой, мгновенно отменено при ее изменении и убрано из базы индексации тарифа. А средства от роста тарифов должны быть направлены на общесетевые, соответствующие запросам всех грузоотправителей мероприятия,— например, на закупку локомотивов для Восточного полигона или путевой техники.
обсуждение