При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Администрация президента США Дональда Трампа объявила о временном освобождении автопроизводителей от 25%-ных импортных пошлин на товары из Канады и Мексики. Льгота, действующая в течение одного месяца, распространяется на компании, соответствующие правилам зоны свободной торговли USMCA. Это решение приостановило резкое падение фондового рынка, которое в начале недели достигло максимума за последние три месяца. Тем не менее, Белый дом подчеркнул, что торговый конфликт с соседями не исчерпан, а тарифы остаются инструментом давления, особенно в контексте борьбы с контрабандой фентанила.
Фентанил и дипломатическое напряжение
После телефонного разговора с премьер-министром Канады Джастином Трюдо президент США Дональд Трамп заявил, что он не удовлетворен усилиями Оттавы по сдерживанию потока синтетического опиоида. «Ситуация улучшилась, но этого недостаточно», — написал он в соцсети Truth Social. Однако официальная статистика противоречит его аргументам: лишь 0,2% изъятого в США фентанила поступает через канадскую границу, тогда как основной объем ввозится с юга, через Мексику. Канадские власти, в свою очередь, готовы смягчить ответные меры, если Вашингтон пересмотрит свои тарифы. По данным источника в правительстве Канады, переговоры между Оттавой и Вашингтоном продолжаются, но пока соглашения не достигнуто.
Администрация Трампа рассматривает возможность отменить 10%-ные пошлины на канадскую нефть и бензин, соответствующие правилам происхождения USMCA. Министр сельского хозяйства Брук Роллинз (Brooke Rollins) в интервью Bloomberg отметила, что исключения для удобрений и других агропродуктов «не исключены». Однако Канада готова использовать энергоресурсы как рычаг давления в случае эскалации конфликта. Министр иностранных дел Канады Мелани Жоли (Melanie Joly) заявила, что политика Белого дома создаёт хаос и нестабильность, и Канада не может жить в режиме торговых угроз «каждые 30 дней».
Автопром: краткосрочное облегчение и долгосрочные риски
Новость о временном исключении для автомобилей, соответствующих требованиям USMCA (Соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой), вызвала рост акций крупнейших американских автопроизводителей. Акции General Motors подскочили на 7,2%, Ford — на 5,8%, хотя с начала года обе компании сохраняют отрицательную динамику. Льгота особенно выгодна Ford, GM и Stellantis, чьи производственные цепочки интегрированы в Северной Америке. Согласно правилам USMCA, для беспошлинного ввоза 75% компонентов автомобиля должны производиться в регионе, а для пикапов доля «локальных» деталей достигает 45%.
Однодневный рост акций автогигантов последовал после их переговоров с Трампом. Глава American Automotive Policy Council Мэтт Блант (Matt Blunt) поблагодарил президента за «признание важности USMCA». Однако отрасль требует ясности: автопроизводители готовы инвестировать в США, но им нужны гарантии по тарифам и экологическим нормам.
Временное исключение также поможет иностранным брендам с локализованным производством, таким как Honda и Toyota. Но компании, не соответствующие требованиям USMCA, столкнутся с полной ставкой в 25%, что может изменить конкурентный ландшафт.
Однако месячная отсрочка не снимает системных проблем. Производители сталкиваются с повышенными издержками из-за многократного пересечения компонентами границ в процессе сборки. Аналитики предупреждают: если тарифы станут постоянными, это добавит до $3000 к стоимости машин, а для моделей из Мексики и Канады $7000. Такое повышение ударит по покупателям, среди которых традиционно много сторонников Республиканской партии.
Глобальные последствия и реакция рынков
Торговая напряженность уже сказывается на экономике. Данные по занятости в США показали замедление роста зарплат и числа новых рабочих мест. Отчет ФРС («Бежевая книга») выявил опасения бизнеса относительно будущих тарифов — некоторые компании заранее повышают цены. Мексика, в ответ на пошлины, ищет альтернативные рынки сбыта нефти: государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания Pemex ведет переговоры с покупателями в Азии и Европе, включая Китай. Ранее 60% экспорта компании направлялось в США.
На фондовых рынках решение Трампа временно стабилизировало ситуацию: индекс S&P 500 вырос на 1,12%, отыграв треть потерь предыдущих дней. Однако доллар опустился до четырехмесячного минимума, что отражает общую нервозность инвесторов.
Пока Вашингтон, Оттава и Мехико балансируют между угрозами и переговорами, автопром Северной Америки надеется, что месячная пауза станет шагом к компромиссу, а не временным затишьем перед новой волной противостояния.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Trump exempts some automakers from Canada, Mexico tariffs for one month (Reuters)
обсуждение