При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин до конца июня собирается осуществить выпуск ОФЗ-н «нового формата». О целях и перспективах этой инициативы редакция портала Finversia.ru расспросила участников рынка.
В конце марта Министерство финансов РФ сообщило, что во втором квартале 2019 года планирует эмиссию облигаций федерального займа для физических лиц – так называемых «народных» ОФЗ. То есть до конца заявленного периода остается всего две недели. Бумаги нового формата будут отличаться от ранее размещаемых выпусков ОФЗ-н тем, что при покупке и предъявлении к выкупу гражданам не придется уплачивать комиссию банкам-агентам – соответствующие расходы возьмет на себя эмитент, то есть Минфин России. Минимальная сумма покупки новых облигаций будет снижена с 30 тыс. до 10 тыс. рублей. Кроме того, под залог новых облигаций владельцы смогут привлекать кредиты у банков-агентов, которые будут продавать бумаги. Сейчас в качестве таковых определены Сбербанк, Промсвязьбанк, а также ВТБ и Почта Банк. Первый зампред Банка России Сергей Швецов в феврале на встрече регулятора с банкирами также обмолвился, что ОФЗ-н в числе прочего будут доступны для покупки гражданами на маркетплейсе под эгидой ЦБ.
Инициаторы нового выпуска народных облигаций в Минфине считают, что он сыграет стимулирующую роль с точки зрения популяризации инструментов фондового рынка. При этом в министерстве обещали, что до начала размещения планируется проведение рекламной кампании в различных средствах массовой информации. Пока, правда, информация об ОФЗ-н нового формата ограничивается лишь короткими новостями о том, что финансовое ведомство не отказалось от своих планов и ждет лишь регистрации в Минюсте. «Как только Минюст зарегистрирует приказ с корректировками, там достаточно много серьезных изменений, будет запущена рекламная кампания. Я думаю, к концу текущего месяца мы начнем выпускать новые, модифицированные ОФЗ-н», – цитировали СМИ Сергея Сторчака, замглавы Минфина, в конце первой декады июня. При этом на сайте самого министерства данные о новых ОФЗ-н в последний раз публиковались лишь в марте. В Сбербанке на запрос портала Finversia.ru ответили очень лаконично: «Сбербанк будет в числе банков-агентов нового выпуска ОФЗ-Н. На текущий момент, совместно с Министерством финансов РФ, идет проработка вопросов, связанных с датой начала и каналов продаж. О запуске нового выпуска будет сообщено дополнительно».
Если эмиссия состоится, то к Минфину возникает ряд вопросов. Например, почему популяризация инструментов фондового рынка осуществляется на примере продукта, аналоги которого ранее зарекомендовали себя не с лучшей стороны. «Отмечу, что предыдущие действия на фондовом рынке, которые позиционировались как «народные», имели отрицательную коннотацию. Если вспомнить народное IPO ВТБ, то оно активно рекламировалось среди населения. Сейчас котировки ВТБ крайне низкие. Фактически людям предложили актив по 13 копеек, а сейчас он стоит 4-5 копеек. Более того, он ни разу не стоил выше той цены, по которой его разместили во время народного IPO», – напоминает Александр Тимофеев, руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Инстант Инвест».
Другой вопрос. Почему, отдавая предпочтение одному – наиболее простому – виду инвестиционного продукта, вкладывая в него бюджетные средства (на компенсацию банковских комиссий, на рекламную кампанию), чиновники ведомства говорят о «секвестровании» уже существующих и получивших широкую популярность инструментов. Речь в данном случае идет об индивидуальных инвестиционных счетах типа А, для которых может быть отменен налоговый вычет, о чем в конце мая говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Впрочем, участники рынка, к которым портал Finversia.ru обратился за разъяснениями, частично дали свои ответы на эти вопросы. «По поводу вычета типа А. Перед финансовыми властями стоит задача, чтобы люди начали инвестировать, а не просто внесли деньги на ИИС и получили вычет. В этом контексте все выглядит логично», – говорит Евгений Жорнист, управляющий активами УК «Альфа-Капитал». По словам Александра Бахтина, инвестиционного стратега «БКС Премьер», речь не идет об отмене ИИС первого типа. «Просто есть потребность в увеличении популярности типа Б, который сегодня не так востребован, но с точки зрения практики инвестирования дает гораздо больший эффект. Поэтому в целом государство не мешает, а в каких-то направлениях, наоборот, способствует развитию индустрии частных инвесторов в России», – объясняет эксперт.
Что касается ОФЗ-н, то главной задачей нового выпуска, по словам Евгения Жорниста, является повышение финансовой грамотности граждан, а также привлечение их на рынок инвестиций. При этом для того, чтобы люди «не обожглись», выбран наиболее простой инструмент с минимальными рисками. «ОФЗ-н несут минимальный кредитный риск для инвестора и служат неплохим инструментом для ознакомления. Для тех, кто уже не боится инвестирования как факта, есть другие более гибкие и более доходные инструменты – хотя бы те же классические ОФЗ или облигации корпоративных заемщиков. Возможно, попробовав инвестирование через ОФЗ-н, люди охотнее пойдут и на рынок доверительного управления, охотнее будут доверять свои деньги профессионалам. Именно через этот самый надежный инструмент Минфин и хочет потихоньку приучать граждан к инвестированию. Это работа на будущее, работа на потенциал», – считает Евгений Жорнист. По мнению Александра Бахтина, народные ОФЗ призваны обеспечить приток на фондовый рынок граждан, которые все еще не стали владельцами брокерских счетов. «Продвижение облигаций будет иметь кумулятивный эффект: не только больше людей узнает о конкретном инструменте, но и в целом это может поднять интерес к финансовым альтернативам банковских вкладов», – подтверждает он. При этом он, однако, уточняет, что до сих пор физическим лицам, имеющим даже минимальный опыт на фондовом рынке, разумней было приобретать рыночные ОФЗ.
Алексей Авдеев, руководитель направления «Инновации в данных и платформах» компании Refinitiv, в свою очередь отмечает, что объем размещения ОФЗ-н будет относительно небольшим, и вряд ли окажет значительное влияние на рынок. «Можно сказать, что эти облигации представляют собой некую обучающую платформу для физлиц, розничных клиентов банков, имеющих минимальное представление о фондовом рынке. При этом прямого доступа на фондовый рынок инвестор не получает – все операции осуществляются агентами, и биржевое обращение бумаг на вторичном рынке отсутствует. К тому же есть ограничение дохода в случае предъявления облигации к выкупу после владения облигацией меньше 12 месяцев. Это должно сформировать понимание, что инвестиции – это не на неделю или месяц, а на более длительный срок – от одного года», – говорит Алексей Авдеев. С другой стороны, он признает, что такое «поверхностное знакомство» может сформировать у человека некорректное ожидание компенсации от государства потерь от операций в последующем, когда он решит реализовать возможность доступа на фондовый рынок.
При этом Александр Тимофеев считает, что в случае с ОФЗ-н присутствует элемент навязывания услуг. «В целом я считаю правильными те инициативы финансовых властей, которые касаются категоризации розничных инвесторов, замены типа ИИС и пр. – они направлены на то, чтобы дать частному инвестору большее понимание сути фондового рынка, и частично заимствованы на Западе. В то же время действия Минфина по продвижению одного отдельно взятого инструмента я считаю в корне неправильными. Получается, что вместо объяснения азов и серьезной просветительской работы министерство занимается навязыванием услуг», – говорит эксперт.
обсуждение