При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Денис Козлов, управляющий партнёр «Септем Капитал», в интервью порталу Finversia.ru рассказал, что сегодня инвестору совсем не сложно сформировать на Московской бирже диверсифицированный портфель из высокодоходных облигаций (ВДО), что краудлендинговые платформы ВДО совсем не конкуренты, что при разумном регулировании этот сегмент рынка продолжит показывать рекорды и приносить инвесторам повышенную доходность.
- Денис, есть мнение, что высокая ставка по ВДО связана не с тем, что заёмщик ненадёжный, а с тем, что у нас, в России, он просто не может получить традиционный банковский кредит. Согласны с таким утверждением?
- По биржевым облигациям в категории ВДО сейчас ставка в среднем составляет 14-14,5%. Это получается плюс 750 базисных пунктов к ключевой ставке ЦБ. А ставки для МСБ в банках? Не сильно отличаются, те же 12-14%. Другое дело, что у МСБ есть возможность получить льготную ставку и в банке под 8,5%. Тут нужно иметь ввиду, что и на бирже сегодня можно получить господдержку и снизить ставку примерно на 4 п.п. Почему компания из сектора МСБ идёт сегодня на биржу, а не в банк? Причин много, главная из них - сложное регулирование. Иными словами, банки, кредитуя МСБ, вынуждены соответствовать большому количеству требований регулятора. Это и усложняет кредитование и делает его дороже, естественно. Резервы, залоги, личные поручительства... Не у всех бизнесов есть, что оставить банку в залог. Например, торговый бизнес, у которого все деньги в обороте. Какой банк даст ему денег? Если это производственный бизнес, то, как думаете, за сколько банк возьмёт в залог оборудование, стоимостью, скажем 50 млн рублей? Правильно, за 15 млн рублей. Поэтому для многих биржа стала отдушиной и альтернативой. Размещая облигации на бирже, эмитент может выбрать вариант погашения в конце срока. Таким образом, в течение всего срока обращения бонда, эмитент платит только проценты. Не отвлекая большие ресурсы. Для бизнеса это очень большое подспорье, не нужно изымать ликвидность на погашение аннуитетных платежей, как это обычно происходит в случае с банковским кредитом.
- А можно сказать, с какими отраслями банки умеют работать, а каким компаниям лучше сразу идти на биржу за фондированием?
- У нас на Московской бирже сегодня представлены все отрасли: и торговля, и строительство, и производство, и различные экспортные компании. Примерно треть от всех эмитентов – это лизинговые компании. Для таких компаний биржевые выпуски оказываются немного дороже, чем банковский кредит. Зато облигация – это куда гибче и удобнее инструмент. То же самое и для строителей касается. Сейчас идёт размещение облигаций компанией, которая занимается гособоронзаказом. Удивительно, что эта компания выбрала для себя не профильный Промсвязьбанк, а Московскую биржу. Это дополнительная прозрачность, в том числе, помимо удобства, гибкости, о которой я сказал выше.
- Давайте немного цифр. Что сейчас представляет собой этот рынок с точки зрения объёмов, каковая его динамика?
- Количество выпусков, доступных для инвестора, составляет около сотни. Количество эмитентов: более 60. Объём выпусков в обращении приближается к отметке 20 млрд рублей. Хотя ещё год назад объём рынка составлял около 8 млрд рублей, а ещё пару лет назад рынка как такового не было вообще. Во многом такой бурный рост связан с эффектом низкой базы, но тем не менее. По моим оценкам, сейчас в сегменте ВДО присутствует около 10 тысяч инвесторов, из них порядка 2 тысяч инвесторов являются спекулянтами, то есть осуществляют по несколько сделок внутри дня. Рынок живой и на нём интересно, потому что постоянно что-то происходит: новые эмитенты, новые размещения и так далее.
- А рынок ВДО – он для кого? Для инвесторов, которые играют вдолгую? Или же этот рынок более подходит для спекулятивных стратегий?
- Средний срок выпуска облигаций составляет 3 года. Сам рынок существует с 2016 года, активно развивается последние полтора года. Каких инвесторов – долгосрочных или краткосрочных сейчас больше - сказать трудно. Могу сказать, что сейчас очень хорошо размещается бумага с фиксированным купоном без оферты на 3 года. Если ещё год назад инвесторам нравились оферты, они хотели иметь в портфеле бумаги покороче, то теперь всё наоборот. Инвесторы понимают, что ключевая ставка снижалась и будет далее снижаться, и стремятся зафиксировать ставку на следующие 3 года, чтобы получить плюс 2-3 процентных пунктов к конечной доходности.
- Сколько зарабатывают трейдеры? Спекулянты?
- Есть бумаги, которые после размещения в течение 2-3 недель вырастают на 3-4 процентных пунктов. Можно разработать купон в размере 14%, и ещё порядка 30% на росте котировок за короткий период. Это происходит не всегда, конечно. Некоторые облигации после размещения могут проваливаться до 98-99 пунктов. Но широкий круг облигаций после размещения торгуется выше номинала.
- В России сейчас бум частных инвесторов – количество брокерских счетов, в том числе индивидуальных инвестиционных счетов, почти удваивается каждый год. Как вы думаете, инвестору-новичку проще разобраться в акциях или в облигациях, включая ВДО?
- Первое, на что смотрит инвестор, который ещё вчера сидел в депозитах, а сегодня решил попробовать себя на бирже, это облигации. Это ОФЗ, Газпром условный. И с этих вот бумаг начинающий инвестор делает свои первые шаги. Редко бывает, когда инвестор сначала начинает торговлю с акций. До ВДО инвестор доходит не сразу, конечно. Первое, что мы ему говорим: высокая доходность в сегменте ВДО соответствует высокому риску. И, кстати, многие дальше не идут, понимают, с какими рисками могут столкнуться и остаются, условно говоря, в Газпроме. Но те, кто остаются, оказываются очень активными пользователями различных форумов, чатов, посвящённых ВДО. Много читают, много пишут, слушают вебинары, посещают конференции и так далее. Это затягивает, люди стараются вникнуть глубже.
- Хобби?
- Да, многие очень глубоко погружаются, что называется, находят себя.
- А вот, кстати, о возрасте инвесторов. Поскольку, как мы знаем, более молодое поколение предпочитает пользоваться робоэдвайзингом. Есть робосоветники на рынке ВДО?
- Нет, пока такого нет, есть, разумеется, инвестиционные консультанты, которые могут сформировать для инвестора портфель.
- Созрел ли рынок для индексов? Например, можно уже сделать индекс компаний из строительного сектора?
- Есть Индекс корпоративных облигаций Cbonds-CBI RU High Yield, запущенный в конце 2018 года. Данный индекс не торгуется, и создать под этот индекс ETF, я думаю, будет достаточно тяжело. В то же время по этому индексу вполне уже сегодня можно судить о динамике рынка.
- О краудлендинговых платформах, о ваших конкурентах. Недавно слышал выступление сооснователя Penenza, который сообщил, что за последние 12 месяцев средняя доходность составила 17%, с учётом 4% дефолтов. У вас доходность – 14%?
- Это купон, нужно аккуратно сравнивать. Инвестор, как я уже говорил выше, может заработать на росте стоимости размещённых облигаций и получить очень неплохую доходность всего за месяц-другой. Что касается краудлендинга, то проблема тут в следующем. В России достаточно много краудлендинговых площадок, но вот достоверной статистики по ним нет. Нельзя с уверенностью сказать, какие там обороты, какая дефолтность и прочее. Да, компании об этом заявляют, но требований со стороны регулятора сообщать существенную информацию по торгам, нет. А вот если мы говорим про облигации, тут всё прозрачно, поскольку это Московская биржа. Кроме того, условно, на краудлендинговых площадках не существует вторичного рынка.
При этом, нужно понимать, что на краудлендинговых платформах и в сегмент ВДО почти одни и те же инвесторы. В этом мы пересекаемся. Мы всегда внимательно следим за такими платформами, но не считаем их своими конкурентами.
- А вот «Сберкредо» запустилась недавно…
- И не только. И Росатом и Озон запустили свои платформы. Их много сейчас. Но, несмотря на это, я не жду, что они оттянут от облигационного рынка какую-то часть клиентов и средств. Ключевое отличие: краудлендинг – это 1,2, 3, может быть максимум 10 млн рублей. Для компании очень тяжело на краудлендинге собрать 50-100 млн рублей в течение какого-то небольшого срока. А на бирже можно! Вот и разница.
- Не будет ли ценовых войн?
- Между нами, организаторами размещений и краудлендингом? Нет, конечно. Если я, заёмщик, и мне нужно 100 млн рублей, ни одна платформа не сможет этого дать. Занять такую сумму в такие короткие сроки можно только на Московской бирже через облигации.
- Вы говорили, что рынок ликвидный. И это важно.
- Коммерческие облигации занимают порядка 5-6% от всего рынка ВДО, остальное – биржевые облигации. И это самая интересная история. Размещения идут каждую неделю. Если раньше одно размещение в месяц было, то сейчас их много, у инвестора всегда есть возможность купить что-то новое и интересное. Есть бумаги, которые за 2-3 месяца оборачиваются на 100% от объёма выпуска. Это к вопросу о ликвидности. Если вы даже формируете портфель, выделяя на каждого эмитента по 1-2 млн рублей, то никаких проблем выйти из этих бумаг у вас не возникнет. За пару дней продадите. Если вы купите эмитента на 50 млн рублей, то выйти вам будет тяжело. Но это пока, скоро и такие объёмы будут вполне по зубам.
- С какой суммой стоит приходить инвестору на рынок ВДО?
- С любой, на самом деле. Многие приходят и покупают 1-2 облигации. Из одного сектора две, из другого две и потом смотрят, что у них происходит с портфелем. И постепенно вместе со знаниями наращивают портфель. Медианный портфель, по моим оценкам, составляет 4-5 млн рублей.
- А по количеству эмитентов?
- 10-12 эмитентов. Инвестор пошёл грамотный, понимает, как важна диверсификация на этом рынке.
- Как считаете, что нужно для дальнейшего развития рынка?
- Примерно к 2016 году на рынке сформировались все необходимые условия. Довольно простые требования со стороны биржи и регулятора, налоговые льготы для физиков (ИИС), возможность торговать небольшими лотами, мобильные приложения для доступа на рынок. Наконец, пенсионная реформа. Если бы не она, может ничего вообще не было бы. Как только граждане поняли, что никто не будет заниматься их пенсией, кроме них самих… Сейчас очень важно эти условия не ухудшить. Улучшить? Мы бы хотели, чтобы все выпуски облигаций имели бы рейтинг. Сейчас и возможности для этого созданы – у нас теперь целых 4 рейтинговых агентства. Остальное всё есть. А рейтинги очень важны, поскольку они помогают структурировать рынок. Особенно для стороннего инвестора. Мы надеемся, что Банк России разрешит коммерческим банкам покупать облигации не на основании залогового обеспечения, а на основании рейтинга. Тем самым на рынок может выйти институциональный инвестор.
- В заключении давайте спрогнозируем, что будет в следующем году.
- У нас есть очень важный фактор, который может повлиять на рынок. Это закон о категоризации инвесторов. Скорее всего, в декабре будет второе чтение. В нынешнем виде документ запрещает неквалифицированным инвесторам покупать наших эмитентов. Поэтому принятие документа в таком виде нанесёт дар по рынку ВДО. Если же будет достигнут какой-то компромисс, то рынок ВДО в следующем году может показать вновь удвоение. Тем более, насколько я знаю, сейчас находится на государственной регистрации первый ПИФ, который будет фокусироваться на ВДО.
- О, это уже говорит о некой зрелости рынка.
-Да, согласен. Может быть, когда-нибудь дорастём и до ETF на индекс Cbonds, почему нет?
обсуждение