При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Те инвесторы, которым нужен хайп, акции-мемы, торговые идеи, не найдут общего языка с Еленой Красавиной, независимым финансовым советником. Её клиенты – это люди, которые думают, считают и ставят перед собой адекватные цели.
– Мы давно говорим о буме частных инвесторов, о том, что на рынок пришли совсем новые люди, непохожие на прежних. Елена, вы ощутили это новое поколение?
– Интересный вопрос про новых инвесторов. Я в последнее время много об этом думаю – кто эти люди? Пожалуй, я начну отвечать на вопрос с другой стороны. Я думаю, что к нам приходят те инвесторы, которых мы привлекаем. Как это ни странно звучит. Я анализировала свой опыт – а я в этом бизнесе уже 13 лет – и пришла к выводу, что я меняюсь и одновременно меняется моя аудитория. Сначала у меня были одни процессы, одни компетенции, потом, по мере моего развития и обретения новых ценностей, ко мне стали приходить другие люди. И оглядываясь на своих коллег-советников, я замечаю, что у нас разная аудитория: те, кто приходит ко мне, не приходят к ним. И наоборот.
В России большой рынок инвестирования: есть советники, есть брокеры, банки, УК и так далее. И у каждого своё лицо, своё позиционирование. Я не могу говорить за весь рынок…
– Конечно, Елена, исключительно из вашего опыта.
– Итак, про что я сегодня? Про экологичность и осознанность. Эти ценности для меня сегодня очень важны. Когда мы продаем какие-то продукты, мы – на самом деле – продаем нечто большее. Например, общение, связи, удобство, работу и так далее. Люди к нам приходят за инвестициями, казалось бы. Но каждый понимает под этим словом что-то своё. Я как-то проводила опрос среди своих клиентов на тему, что такое инвестиции. И я была поражена, насколько люди вкладывают в это понятие разный смысл. У каждого свой. Это удивительно. Были такие ответы: радость, любовник, что-то страшное, защита, безопасность, вклад в будущее, что-то очень серьезное, веселье, свобода, оставить след, мне интересно. А ведь я спросила про одно слово – инвестиции. Удивительно, как по-разному люди раскрывают его. А мы считали, что люди приходят за доходом. Ведь инвестиции – это про доход, не так ли? А оказывается, не совсем так.
Почему я начала с осознанности? Осознанность – это про способность слышать каждого клиента, понимать каждого клиента. И чем лучше, чем чётче мы, финансовые советники, будем слышать, что на самом деле хочет человек, тем лучше мы сможем ему это дать. То есть, мы сможем дать кому-то свободу, кому-то – веселье, интерес, защиту, радость и всё, что я перечислила и даже не перечислила выше.
– Хорошо, интересно. Мне очень нравится, как говорит про новых инвесторов Роман Горюнов, глава РТС. Он неоднократно говорил, что поведение инвесторов изменилось. Если раньше это было спекулятивное поведение, то теперь более осознанное и экологичное. Ровно то, о чём вы только что сказали. Вы заметили это как эксперт и ветеран этого рынка?
– Да. Когда мы только начинали свою деятельность, нам приходилось объяснять элементарные вещи. Что такое ПИФ, что такое ETF. К слову, в 2008 году в России ещё не было ETF – они появились позже. И прежде, чем приступить к инвестициям, было совершенно необходимо научить клиента основам. Чтобы он потом осознанно сформулировал, чего хочет от своих капиталов.
Те люди, которые приходят сегодня, в хорошем смысле обученные. Где-то уже сами попробовали, где-то услышали. Они хорошо знают, что такое ПИФ и ETF. И инвестиции для людей всё больше становится осознанными. Очень приятно работать с людьми, которые знают, чего они хотят. Вот раньше приходил человек и говорил: хочу 20% в месяц. И ты понимал, что ему сначала нужен курс финансовой грамотности. А сейчас приходит человек и говорит: мне важно сохранить мои капиталы и защитить их от инфляции. То есть, 7-8-9% в долларах. В год.
Что ещё я заметила? Люди стали лучше присматриваться в то, за что они платят. Раньше они отдавали деньги в управление под несколько процентов комиссионных. И они не знали, что они покупают, как это работает. А сейчас люди стали понимать, что даже крупные УК могут проигрывать и рынку, и частным инвесторам. И сегодня они задают вопросы. Что вы покупаете, сколько это стоит, почему именно это, а не то. Это позволяет нам как рынку повышать качество своих услуг – предлагать более выгодные стратегии.
«Мои новые клиенты, в отличие от прежних, более грамотные. Я вижу, как инвестиции для них всё больше становится осознанными. Очень приятно работать с людьми, которые знают, чего они хотят»
– Вы нарисовали довольно идеалистическую картину. Вот 15 июля прошла конференция НАУФОР, посвящённая вызовам регулирования. И в который раз Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, говорил о необходимости защитить инвестора. Потому, что он, мол, неразумный и его необходимо опекать. Как вы относитесь к государственному патернализму?
– Я оговорюсь, что я и мои клиенты представляют маленькую часть рынка, за весь рынок я не смогу говорить. Ко мне приходят обеспеченные клиенты. Входной билет – не ниже $300 тыс., а средний чек – порядка $800 тыс. Это продвинутый уровень, не массовый – когда все идут в ПИФы, условно.
Если же говорить про массовый рынок, то тут только один рецепт: повышать финансовую грамотность, повышать и, ещё раз, повышать. Иной раз услышишь, что говорят «советники», в том числе с миллионной аудиторией в Instagram, и хочется вздрогнуть. Не всегда это качественные продукты, обучение.
И я поддерживаю регулятора, который, наконец-то обратил внимание на миллионы новых инвесторов, у которых ещё нет опыта инвестирования. И потому уязвимых от мошенников. Необходимо растить инвесторов, а не бросать им торговые идеи. С другой стороны, люди сами должны позаботиться о себе. По принципу: на государство надейся, но сам не плошай – повышай свою финансовую грамотность.
– Кстати, а у вас в Instagram сколько подписчиков?
– Я не веду Instagram, потому что моя аудитория в Instagram не живёт.
– Возвращаясь к теме некачественных советов и советников. Что делать? Как решить эту проблему? Несколько лет назад был принят закон о советниках, но закон не получился, не работает.
– Смотря с какой стороны вы спрашиваете?
– С вашей стороны. Вы ведь тоже несёте часть ответственности за рынок.
– Я вхожу в Совет СРО Национальная ассоциация специалистов финансового планирования (НАСФП). Мы принимаем новых членов в Ассоциацию, следим за тем, чтобы не пропустить некомпетентных советников. В рамках НАСФП мы продвигаем законопроекты, взаимодействуем с Банком России, реализуем разные проекты по финансовой грамотности.
Что касается Елены Красавиной, то я вношу свой вклад, в том числе, через наставничество. Я горжусь тем, что вырастила не одно поколение финансовых советников. Эти люди весьма успешны.
Но это не может решить всех проблем. Мы никогда не сможем уберечь всех новичков от ошибок. Жаль, что, столкнувшись с первым неудачным опытом, множество инвесторов уходят с рынка. Вот в прошлом году люди пришли на рынок на фоне невероятного роста и думают, что так будет всегда. Но большая часть стала инвесторами до ближайшего кризиса.
– Как вы относитесь к социализации трейдинга? Это когда приходит человек и говорит, что хочет купить Tesla, потому что верит Илону Маску и считает его гением.
– По классике к этому отношусь. Минимум 80% капитала должно быть вложено в надежные инструменты, а с остальными можно делать всё, что угодно. Есть фонды, которые вкладываются в казино, можно вложиться в биткойн. Но не более, чем на 20%.
– Нет, я не говорю о рисковой части портфеля. Я говорю о том, что изменилась психология инвестирования. Если раньше выстреливали компании, у которых всё хорошо с бизнесом, то сейчас растут компании, у которых убытки, но в которые инвесторы верят. Сталкивались?
– Конечно. Но, опять-таки, на 20%. При составлении портфеля я рекомендую на часть денег купить индекс S&P-500. И в этом индексе есть и Tesla, есть Apple и так далее.
– А вы видите риски со стороны Reddit и истории вокруг акций GameStop и подобных акций-мемов? Это новая реальность или эпизодическая история?
– Думаю, что эпизодическая история. На рынок выходят разные технологии. Когда-то, например, не было ETF, а потом они появились. Рынок – это живой организм. Tik Tok тот же самый появился. Мы не можем сказать, что приживется – только спустя какое-то время.
– А давайте я стану на минуту вашим клиентом. И я вас спрашиваю, почему у ExxonMobil P/E, условно, 20. В тоже время компания платит дивиденды, у неё всё в порядке с бизнесом. А P/E Tesla – 120. Почему так, Елена?
– Я спрошу зачем вам это знать?
– Я хочу максимальной отдачи от своих инвестиций.
– Давайте в таком случае вспомним Нассима Талеба и его эффект рождественской индюшки. Это про то, что хорошие компании в какой-то момент могут закончить свою историю. Взять тот же Юкос, взять тот же Lehman Brothers. Ответ тут один: в инвестициях необходимо придерживаться диверсифицированного подхода. А не вкладывать все деньги в ту же Tesla. Я не тот человек, к которому можно прийти с вопросом о сравнении двух индюшек. Я про то, как сформировать диверсифицированный портфель. А про идеи – это к блогерам-миллионникам.
«Я не тот человек, к которому можно прийти с вопросом о сравнении двух индюшек. Я про то, как сформировать диверсифицированный портфель. А про идеи – это к блогерам-миллионникам»
– Вы очень харизматичный человек. Скажите, вы делаете рынок или рынок делает вас?
– Думаю, так или иначе мы друг другу помогаем. Воспитывая инвесторов и советников, я привношу свой вклад в повышение финансовой грамотности.
– Давайте поговорим о смене поколений инвесторов. Правильно ли я понимаю, что инвестор из любого поколения, который является вашим клиентом, услышит мудрые советы Елены Красавиной и сформирует правильный портфель? 90% – надежные инструменты, а на остальное можно, условно, похулиганить?
– Ко мне приходят те люди, которым не нужны «поющие акции» в Tik Tok, не нужен никакой хайп, не нужно сравнивать индюшек. Те, кому это всё нужно, скорее всего, даже не узнают обо мне. До меня дойдут люди, которые разделяют мои ценности. Это моя аудитория – вне зависимости от того, из какого она поколения.
обсуждение