При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Глобальный экономический стресс, в котором оказалась экономика России, вызывает сегодня много эмоций, решений и контррешений – как в нашей стране, так и за ее пределами. Если отринуть в сторону эмоции момента, то сегодня перед всеми без исключениями городами и землями нашей страны встает вопрос: что делать сейчас, за что браться, на что обращать внимание и какие задачи решать прежде всего.
Именно об этом в студии канала Finversia мы говорим с человеком, возглавляющим один из регионов России – главой Чувашской республики Олегом Николаевым.
Чувашию можно считать примером типичной российской глубинки – без всякой сырьевой подпитки здесь живут, работают, строят планы люди, которые полагаются только на свой труд. Пресловутые разговоры о том, что «пора слезать с сырьевой иглы», Чувашии, как и большинства российских земель, не касаются: здесь никогда этой иглы и не знали, полагаясь только на то, что делают и что налаживают сами.
Как санкции меняют жизнь региона, как обуздать рост цен, что надо делать в первую очередь и что делать вообще, безотносительно к сегодняшней ситуации, может ли регион создать и реализовать собственный план развития, – об этом наш разговор с Олегом Николаевым.
– В нынешних форс-мажорных экономических обстоятельствах многие люди дезориентированы, не могут сейчас адекватно и хладнокровно оценить, как изменится ситуация, как она повлияет на жизнь конкретного человека. Давайте прежде, чем говорить об экономике страны и региона, начнем с домохозяйств. На ваш взгляд, что сегодня главное? Чтобы вы сейчас посоветовали людям с точки зрения экономического поведения и на уровне каких-то личных решений?
– Да, сейчас идет очень большая дезориентация. И это, на мой взгляд, связано с двумя фундаментальными факторами.
Первый фактор – эмоции. Это всегда происходит, если что-то глобальное вдруг начинается, вызывающее большие перемены в нашем обычном жизненном укладе. Люди начинают волноваться. А известно, что эмоции – это более быстрый «инструмент», он сразу «захватывает» наше сознание. Естественно, тут же возникают беспокойство, паника и иные составляющие.
Другой фундаментальный фактор (и это особенность именно этого этапа нашей жизни) – мощнейшая информационная атака, которая сегодня фиксируется как жителями России, на которых направлена эта атака, так и специальными институтами, которые работают в сфере изучения информационных потоков. Именно эта вторая составляющая как катализатор усугубляет нервозность и дезориентированноcть как в целом общества, так и отдельных людей.
Несомненно, важно сохранять спокойствие. Это первое. Второе – применять тот принцип, который известен как дважды два: прежде чем принять решение и действовать – «сосчитать до десяти». То есть осознать эмоцию, понять, на самом ли деле надо делать то, к чему эта эмоция подталкивает, а самое главное – перепроверить информацию, которая побуждает нас к действию.
Сегодня мы с вами, наблюдая за тем, как разбираются специально создаваемые фейки, видим, что они делаются достаточно профессионально, а самое главное – за счет массовости способны очень быстро захватить наше сознание и направить нас по ложному пути. Поэтому в этой связи черпать информацию надо из тех источников, которые вызывают доверие. Это официальные лица, которые выдают информацию перепроверенную и основанную на конкретных фактах. Это ресурсы, которые фильтруют информацию и выдают ту, которая отражает объективную реальность.
Ну, и, несомненно, стараться повышать, по возможности, свою финансовую, экономическую, информационную грамотность с тем, чтобы ориентироваться в урагане, который сегодня бушует как на информационном поле, так и в плане изменений наших жизненных обстоятельств.
– В последнее время постоянно спрашивают: что делать? Доллары срочно продавать или рубли срочно продавать? Акции срочно покупать? Или, наоборот, все пропало – продавать?.. При этом ни один человек не спросил, чего НЕ ДЕЛАТЬ. У всех ощущение, что надо обязательно надо что-то сделать. И я с вами абсолютно согласен – никто не хочет «считать до десяти». Психологи говорят: не принимайте сейчас радикальных личных решений, таких как смена работы, решение сесть на диету, развод... И при этом, наверное, нужно уметь иногда и затягивать пояса. Что вы бы посоветовали?
– Как мы с вами и согласились, посоветовал бы не предпринимать поспешных действий. Ни в каком из направлений. Ни в плане резких изменений жизненного уклада, ни в плане реализации каких-то решений по покупкам каких-то крупных вещей, если они не имеют явной необходимости для удовлетворения конкретной потребности. Нужно создавать резервы, то есть откладывать, причем откладывать в тех средствах, которые надежны. Это, прежде всего, рубли, которые, являясь валютой Российской Федерации, будут четко обеспечиваться. Ну и конечно, ограничить себя и придерживаться разумного потребления. Потому что на сегодня, если собрать всю информацию с точки зрения производства продуктов питания, иных жизненно необходимых товаров, проблем нет и, самое главное, не предвидится как минимум в течение ближайшего года. А в течение года, очевидно, ситуация выправится, проблемы, которые создаются сегодня, найдут решение. И, несомненно, тогда уже можно будет спокойно принять решения и реализовать те потребности, которые к тому времени сформируются.
– Понятно, что нужно смотреть трезво на ситуацию. Явно будет определенная экономическая просадка. Какие механизмы сейчас могут быть задействованы, чтобы ее либо снивелировать, либо, наоборот, найти плюсы в происходящем? Ведь при любом падении бывают точки, от которых можно оттолкнуться…
– Да, вы совершенно правильно говорите. Известная истина: китайский иероглиф «кризис» одновременно читается как «возможность». Возможность для рывка, возможность для успеха, возможность для роста… Да, очевидно, что просадка будет однозначно. Проблемы будут, они никуда не денутся. Но, на мой взгляд, на сегодняшний день Правительство России, и команды регионов нацелены на то, чтобы не создавать, если даже не дефицита, то как минимум ситуации, когда не будет товаров вообще. Инфляция, несомненно, будет. Спад экономики, несомненно, какой-то будет. В целом, в среднем, скорее всего, будет просадка. Но очевидно, что отдельные отрасли и сегменты экономики просядут, а другие – вырастут.
И если человек обладает достаточной финансовой грамотностью, он сможет найти те точки и направления вложения своего труда, вложения средств, если у него есть такие средства, которые позволят вырастить и приумножить свой капитал. Это исходит из азов экономической и финансовой грамотности. Но при этом, если нет достаточной финансовой грамотности, не стоит рисковать. Лучше чуть-чуть просесть, но остаться при своих средствах. Тем более на сегодня Правительство и Президент России гарантируют опережающую индексацию и социальных выплат, и пенсий, и других доходов населения, которые должны обеспечивать покупательную способность.
– В связи с этим ключевым вопросом становится инфляция. Ясно, что темпы инфляции как в России, так и во всем мире в этом году резко ускорятся. Некоторые ведомства уже озвучили прогноз по инфляции на 2022 год – 17%. Но мы знаем изъяны официальной методики расчета инфляции. Если в прошлом году Росстат констатировал инфляцию на уровне около 8%, то часто при оценке реальной инфляции ее умножали на 3. Не получится ли так, что прогноз в 17% тоже надо умножить примерно на 3? Индексация доходов – дело хорошее, но она тоже может подтолкнуть инфляцию. Насколько возникает риск впасть в «инфляционную спираль»?
– Риски есть всегда. И задача команды Правительства и всех нас, руководителей регионов, – четко осознавать эти риски и делать все, чтобы они не претворялись в жизнь, нивелировать их влияние и не допустить «инфляционной спирали». Соглашусь с вами, что индивидуальная инфляция, секторальная, отраслевая, территориальная, – они могут отличаться (и существенно) от «росстатовской» инфляции. Чем шире потребление человека по видам продуктов и услуг, тем его «личная» инфляция ближе к «официальной». И наоборот. Это очевидная вещь и простая математика.
Усилия Правительства направлены на то, чтобы обеспечить постоянство цен и не допустить ускоренной инфляции по социально значимым продуктам питания и по тем услугам и предметам, которые являются жизненно важными. Очевидно, что это не предметы роскоши, это не предметы, которые не являются жизненно необходимыми. А вот в сегменте жизненно необходимого наша задача – обеспечить стабильность и не допустить резких инфляционных скачков. Например, в Чувашской Республике мы планомерно работаем по недопущению резкого роста цен на хлеб.
– Вы 1 марта приняли решение о мониторинге необоснованного завышения цен в Чувашии. Но тут возможна ловушка: а что считать « необоснованным» завышением?
– Необоснованное завышение высчитать нетрудно. Допустим, у некоего хозяйствующего субъекта есть товар на складе. Предположим – тот же самый сахар, про который много писали. Очевидно, что, используя ситуацию на рынке, в том числе – информационную атаку, этот субъект может резко повысить цену. А мы знаем, что случились так называемые дни различного рода товаров – «день сахара», «день памперса», «день крупы». Потому что шла четкая атака с целью вызвать ажиотажный спрос на тот или иной вид продукции. Естественно, в этот момент разрывается цепочка поставок. Например, поставляли в какой-то город или регион каждый день 10 тонн сахара, а люди разобрали все эти 10 тонн за день и готовы были забрать еще 10 тонн… Резко поменять логистику очень сложно. И вот хозяйствующий субъект, увидев такую ситуацию, имея постоянный запас на складе этой продукции, вдруг решает в два раза умножить цену. Естественно, у него эту продукцию тут же берут, даже не перепроверив дальнейшую цепочку, потому что есть ажиотаж и люди покупают за любую цену. Но при этом, когда мы проходим по цепочке, понимаем, что производитель цену не поднимал. И иных факторов рыночных не было, чтобы поднять цену сразу в два раза. Просто хозяйствующий субъект ради высокой прибыли решил так действовать…
– А что вы можете как власть сделать? Вы же не можете «рынок отменять» все-таки…
– Мы не можем. Но есть контролирующие органы – такие как ФАС. Если мы конкретную цепочку отследим, и, соответственно, выявим то звено, в связи с действиями которого произошло повышение цены, – у ФАС есть право реагировать и штрафовать.
– Но это вы привели эталонный пример, когда продукт еще по старым ценам куплен и на нем строится спекулятивная игра. А если завтра производитель цену поднимет? Что будете отслеживать? Разницу между тем, насколько поднял производитель, и тем, насколько поднялась цена в рознице?
– Конечно. Наша задача – отслеживать всю товаропроводящую цепочку. И если это повышение цены происходит от источника и дальше по цепочке доходит до потребителя, то важно выработать меры воздействия на источник повышения цены. Приведу пример по Чувашской Республике – цены на хлеб. У нас есть предприятие «Чувашхлебопродукт», которое производит муку. Мельница, которая есть на базе этого предприятия, поставляет муку во все хлебопекарные предприятия Чувашии. Естественно, хлебопекарные предприятия республики поставляют хлеб в торговые сети. Вот простая цепочка. «Чувашхлебопродукт» покупает зерно у наших сельхозпроизводителей. В прошлом году мы выработали меры поддержки именно «Чувашхлебопродукта» и за счет этих мер поддерживаем постоянство цен на муку. И договорились по цепочке: если на муку цена постоянна – значит, хлебопекарные предприятия не повышают цены на хлеб. Раз они цены на хлеб не повышают – значит, торговые сети тоже держат уровень цены на хлеб определенного перечня, который социально значим и востребован населением. Таким образом, через поддержку одного ключевого звена удается влиять на всю товаропроводящую цепочку. Сейчас аналогичная работа ведется и Правительством России. Эта работа дает четкое понимание, где источники генерации инфляции и какими мерами повлиять, чтобы эта «спираль» не раскручивалась.
– То есть вы считаете, этот механизм будет действенным? Но есть ощущение, что соглашения с производителями, которые заключались год назад, не очень-то сработали…
– Не согласен. Соглашения работают, когда в основе есть гарантия какого-то первичного параметра, влияющего на цену. Все, о чем я рассказываю, тоже построено на основании соглашений. То есть мы говорим, что обеспечиваем за счет поддержки государства постоянство этого параметра. Но наша поддержка этого параметра является основанием того, чтобы мы с вами действовали на рынке определенным образом. Это и есть соглашение. Можно его устно оформить, можно письменно – разницы нет. Если смотреть по рынку, эти соглашения очень здорово повлияли и позволили в целом удержать цены.
– Но кроме обеспечения стабильности в моменте, у вас есть интерес развития предприятий региона. Не получается ли тут конфликта интересов? Сдерживая рост цен, вы экономически сдерживаете вероятность роста того же «Чувашхлебопродукта»?
– Мы же сдерживаем цены за счет господдержки. В данном случае, мы как раз компенсируем недополученную прибыль одному субъекту хозяйственной деятельности, который является фундаментально важным для всей товаропроводящей цепочки. Тем самым мы не нарушаем рыночные принципы и инструменты. Мы говорим о тех сегментах и направлениях, которые имеют жизненно важное значение для большого количества людей. Когда мы говорим о росте, о том, чтобы реализовать масштабные задачи, то это другая история. Это уже развитие промышленности, импортозамещение, малый и средний бизнес. Здесь идет другая работа, более наступательная, основанная на том, чтобы усилить инновационность в реализации инвестпроектов, направленных на импортозамещение. Эта работа и раньше велась. Но сейчас ситуация заставляет нас ускоряться.
– Сейчас, на ваш взгляд, импортозамещение может ускориться?
– Да. Уже идет ускорение. В Чувашии мы создали центр импортозамещения. Знаю, что такой же центр создали в Нижнем Новгороде и во многих регионах, которые находятся рядом с Чувашией. Цель центров – быстро определить выпадающие элементы и компоненты в разных производствах и посмотреть, что мы можем сделать. Эта работа на сегодняшний день скоординирована через биржу импортозамещения, которая создана Минпромторгом России. Что значит биржа импортозамещения? Это то место, где встречаются два потока. Первый – выпадающие элементы и звенья, которые выявились в ходе разрыва устоявшихся цепочек импорта. Второй – те возможности регионов страны, которые могут подойти для их замещения. Если раньше мы такой «стыковкой» занимались вручную, на уровне каждого региона, то сейчас за две недели организовали работу как на уровне региона, так и на уровне Правительства страны. Причем это сделано на базе цифровой платформы. Каждый регион в режиме онлайн видит предложения от коллег из других регионов. Плюс есть возможность прямых контактов с контрагентами, возможность обсуждения специалистами параметров и быстрой переналадки кооперационных связей.
– Тем не менее, видимо, возникают проблемные зоны, которые просто так быстро не заместить. Например, у вас в Чувашии есть вопрос с импортным химическим сырьем, импортными компонентами...
– Верно. Есть компоненты, которые сложно заместить быстро. Но невозможного нет – вопрос времени и цены. Но иногда нет этого времени. Ведь предприятиям работать надо здесь и сейчас, зарплату платить людям здесь и сейчас…
Электронные компоненты, отдельные компоненты в химической отрасли являются сложно заменимыми с точки зрения быстрого решения. Если взять соотношение, то, по оценке экспертов Министерства промышленности и торговли, работа, которую запустили на уровне страны и регионов, позволит нам заместить при удачном стечении обстоятельств от 70 до 80 процентов выпадающих взаимосвязей. Но вот 20-30 процентов в текущий момент сложно будет заместить. Значит, надо искать аналоги на мировых рынках. Это, прежде всего, азиатский рынок и дружественные страны, которые остались верны сотрудничеству с Россией. Это первое.
Второе – уверен, мы увидим, что иностранные производители, которые являлись многолетними партнерами наших предприятий, будут искать возможности остаться на нашем рынке. Думаю, многие сложности здесь временные.
Несомненно, в ближайшее время решения найдем. Либо – на новых рынках, либо – в новых форматах взаимодействия с прежними поставщиками. Может быть – через иные логистические цепочки.
– На ваш взгляд, что из Чувашии могло бы теоретически выйти на всероссийский масштаб? Условно говоря, вот есть «Букет Чувашии», кто был в Чувашии – знает, что это пиво стало фирменным продуктом. Но его нет масштабно на российском рынке…
– Вы уже назвали пиво «Букет Чувашии», которое, без стеснения могу сказать, является лучшим пивом на рынке в стране. Лучше вряд ли можно найти даже среди импортных. Может быть, только премиальный сегмент может конкурировать с «Букетом Чувашии»…
Что еще? Несомненно, это электротехническая отрасль – традиционно сильный сегмент экономики Чувашии, которая являлась флагманом всей этой отрасли и в Советском Союзе, и в России. Как минимум – в части релестроения и защиты критической инфраструктуры электроэнергетики. Наш электротехнический кластер, который объединяет порядка 40 предприятий, имеет не только историю производства, но и новейшие решения, основанные на цифровых системах и цифровых инструментах. В частности, подстанция «Медведевская» в «Сколково» – проект наших предприятий, который реализован на уровне самых современных мировых стандартов.
Это тракторостроение. Чебоксарский тракторный завод является одним из трех в мире, который может выпускать тяжелые трактора: 40-го класса, 35-го класса, 30-го класса. Он может быть конкурентом Каматсу, Катерпиллеру. Здесь у нас есть колоссальные возможности заместить импорт в поставках такой техники. Тем более, что за последние годы расширился перечень выпускаемой нами тракторной и бульдозерной техники.
У нас одно из самых современных литейных производств в России – как раз на площадке тракторного завода. Вагоностроительный завод – одно из двух предприятий, которые поставили в РЖД для испытаний скоростную грузовую платформу, способную резко ускорить процесс доставки грузов и синхронизироваться с пассажирскими перевозками на железной дороге.
Химическая промышленность, причем в двух направлениях. Первое – агропромышленное. Наше предприятие «Август» является мировым лидером в области производства пестицидов и гербицидов. Второе – перекись водорода и гипохлорит кальция, которые являются импортозамещающими направлениями. Сейчас на площадке нашего «Химпрома» реализуются масштабные инвестиционные проекты с целью резко повысить мощности этих двух направлений.
Это солнечная энергетика. Предприятие «Хевел» – ведущее предприятие России, которое производит самые эффективные в мире солнечные батареи с точки зрения их КПД.
Есть и ряд других направлений. Сельское хозяйство, продукты питания. Помимо пива у нас великолепные кондитерские изделия, мясо, колбасные изделия.
Кстати, последние два года подряд у нас более чем на 30% увеличивался экспорт. Посмотрим, что будет в этом году. Но это уже говорит о том, что продукция нашего сельского хозяйства, кондитерка, мясо птицы, мясо других видов признаются потребителями не только страны, но и мира…
Вот эти сильные стороны мы намерены использовать, чтобы оставаться в существующих рынках и входить во вновь создаваемые ниши.
Также мы готовы запустить и новые процессы. Для этого перенастраиваем форму поддержки предприятий. В том числе – с точки зрения импортозамещения. Внедрили гранты на внесение изменений в конструкторскую документацию, льготные кредиты на изготовление оснастки и другие работы, которые связаны с тем, чтобы была возможность быстро освоить новую продукцию, провести необходимые испытания и сертификацию. То есть мы нацелили поддержку на ускорение процессов внедрения новой продукции.
– Главный ресурс любого экономического масштабирования – это финансы, инвестиции. А у нас одна из «болезней» России заключается в том, что если в мировом ВВП страна занимает долю в 1,8-2%, то наш финансовый рынок в мировом финансовом рынке – 0,8%.То есть наша финансовая система в два раза меньше к ВВП, чем в целом по миру… Насколько реально сегодня инвестиции привлекать?
– Вы поднимаете правильную тему. Сегодня, думаю, эту ситуацию можно нивелировать только за счет активных действий государства. И государство это делает. Приняты три пакета мер, которые оцениваются уже в более чем в 1 триллион рублей. Думаю, что это не предел. Ресурсы в бюджете России и в резервах, которые сформированы в прошлые годы, есть. Они позволят обеспечить эти программы деньгами, привлечь на рынок как средства крупных компаний, госкорпораций, так и частные инвестиции.
За счет таких действий мы в итоге повлияем и на экономику, и на состояние доходов граждан, и на баланс производства и потребления.
– Тем не менее, регионы России испытывают инвестиционный дефицит?
– Конечно. Увы, это традиционная проблема. Думаю, что это заложено в неписанных законах экономики. Один из них гласит, что ресурсов всегда не хватает, чтобы реализовать все наши планы и возможности. Что тогда делать? Выставить приоритеты – исходить из того, что сегодня надо реализовывать те составляющие, которые являются фундаментальными и открывают возможности для следующих этапов. Может быть – сначала взяться за самые быстро окупаемые проекты, которые дадут дополнительные средства для реализации следующих проектов.
– Не так давно, когда вы стали Главой республики, в Чувашии была заявлена комплексная программа социально-экономического развития. Я помню период середины и конца 1990-х, когда подобные программы были нормой для регионов страны. У регионов были амбиции. Зачастую это были политические амбиции в рамках «парада суверенитетов», но, в любом случае, – у регионов были амбиции, что они построят модель собственного социально-экономического развития… Но вот вопрос – при сегодняшней бюджетной системе, более централизованной, насколько реально, чтобы регион имел свою некую программу, и чтобы это не было лишь прокламацией, «бумажкой»?
– Когда мы дискутировали по плану действий, лично у меня тоже было опасение, что создается очередной документ под академическим названием «Комплексная программа социально-экономического развития Чувашской Республики до 2025 года». И что это будет именно «академический документ». Поэтому мы изначально исходили из того, что это должен быть не «документ», а «инструмент». Комплексная программа – это инструмент, которые позволяет, с одной стороны, составить общую картину возможностей и проблем региона, с другой – синхронизировать различные программы (отраслевые, корпоративные, муниципальные) и выстроить как раз приоритеты действий, о которых мы говорили. И за счет этих действий обеспечить создание реальных успешных проектов, которые вдохновляли и вовлекали бы все новых и новых участников в реализацию наших замыслов.
Чтобы программа не стала «мертвым» документом, а была именно работающим инструментом, был создан орган при Главе Чувашской Республики, который называется Высший экономический совет. Туда вошли представители бизнеса, науки, чиновники, депутаты, общественники. Главная задача ВЭС – взаимное проникновение всех этих сегментов (бизнес, наука, власть, общество) и выработка комплексных решений по развитию как отдельных территорий, так и отраслей экономики.
Давайте на примере. Всегда есть задача строительства социальных объектов. Таких, как дома культуры, например. Раньше их строили хаотично, исходя, прямо скажем, из лоббистских возможностей конкретного руководителя, например, главы района. Сейчас мы смотрим целесообразность, исходя из нескольких факторов – в каком состоянии территория; какие у нее перспективы развития; какие планы по развитию этой территории имеются – социального, экономического, инвестиционного и другого характера. И, соответственно, оттолкнувшись от этого, начинаем развивать всю инфраструктуру – коммунальную, дорожную, социальную. Делаем это комплексно через единые инструменты и подходы, в том числе – через типовые решения. Это нам позволяет заранее оценивать возможные затраты, унифицируя решения, которые потом будем применять на территории второго района, третьего, четвертого…
– А как вы измеряете ход программы? Ведь любая цель должна быть измерима. Какова, по вашим ощущениям, скорость движения?
– Скорость движения… знаете, всегда хочется быстрее. Как только мы запустили программу, сначала по нам ударила новая коронавирусная инфекция, которая прямо на ходу заставляла корректировать многие процессы и реагировать на вызовы, которые возникали. Затем – сегодняшняя ситуация глобального экономического конфликта…
Но, с другой стороны, нас это делает более сильными, более мобильными и заставляет искать те возможности, которые мы, может быть, прежде не увидели. В целом, команда Правительства Чувашской Республики и всего общества на это нацелена и очень активно действует.
Могу сказать: есть определённая удовлетворенность от того, как мы движемся. Во-первых, нам удается пока микшировать падения, вызванные внешними факторами, глобальными, такими как пандемия или конфликт. Во-вторых, удается реализовывать намеченные планы и обеспечить определенный рост по большинству направлений. А главное – фиксировать рост цифровизации.
Допустим, в отрасли физической культуры и спорта: если Чувашская Республика в 2020 году была на 68-м месте по цифровизации, то прошлый год мы завершили на 1-м месте. Если до этого мы по количеству людей, которые систематически занимаются физкультурой и спортом, тоже были не в первых десятках, то прошлый год завершили на 3-м месте.
Наверное, кто-то удивится: почему я сейчас взял спорт, который вроде бы не экономический показатель? Все просто: этот показатель является производным от экономической стороны жизни. Он очень четко отражает настроение людей с точки зрения их отношения к жизни, с точки зрения их видения завтрашнего дня. Человек занимается спортом, когда он нацелен на интересную жизнь. Поэтому такие моменты, конечно же, вдохновляют…
Еще один важный показатель. Мы впервые в прошлом году фиксировали не отрицательный, а пусть пока очень маленький, но положительный миграционный поток. Если у нас из года в год миграционный отток составлял «минус несколько тысяч человек», то в прошлом году – «плюс сто с чем-то человек». Самое главное – плюс! То есть люди не уезжают, а верят в то, что здесь можно жить и можно развиваться, можно реализовать свои желания и мечты.
Поэтому такие «косвенные», на первый взгляд, факторы радуют и вселяют уверенность, что мы движемся в правильном направлении.
Я постоянно говорю «мы», потому что имею в виду всю команду Правительства Чувашской республики…
Наша задача, конечно же, ориентироваться не только на «места в рейтингах». Но мы видим, что движение Чувашии по различным рейтингам жизни регионов позитивное. И это нас тоже вдохновляет, показывает, что мы на правильном пути. Если наши действия в рамках общих всероссийских методик оценки позволяют фиксировать положительные тренды – значит, направления и действия, которые мы выбрали, правильные и дают результат.
Период времени, который прошел с момента формирования нашей программы развития, – всего два года. Это недостаточно для макроэкономических показателей. В ближайшие два-три года мы ожидаем ускорения всех этих процессов и, естественно, будем делать все, чтобы намеченные цели реализовать.
– Есть, на мой взгляд, проблема, которая мешает. Может быть, вы скованы должностью в оценке этой проблемы, но я могу об этом сказать. На мой взгляд, одна из главных проблем нашей страны – это перекос между Москвой и регионами. Перекос в доходах, бюджетах приводит к тому, что россияне скучиваются в федеральном центре. Насколько, на ваш взгляд, эти перекосы проблемны?
– Конечно, есть такая проблема. Отрицательный миграционный отток – это как раз результат того, что, как в народе говорят, мегаполисы как пылесосы «высасывают» специалистов из регионов. Да, есть такая проблема… Она очень существенно влияет на развитие регионов. Потому что тезис «Кадры решают все» актуален в любые времена. Любые хорошие задачи претворяются в жизнь эффективно, только если есть специалисты, которые способны реализовать эти задачи. В этой связи мы в республике делаем все, чтобы создавать условия для специалистов. Ведем работу по поиску людей, которые мотивированы к самореализации, имеют идеи и мысли, а главное – желают их воплотить. Основываясь на этих принципах, мы формируем как команду Правительства Чувашской Республики, так и команды муниципалитетов, отраслевые команды с тем, чтобы они действовали инициативно, наступательно и динамично.
Продолжая тему, хотел бы сказать, что Президент страны Владимир Владимирович Путин очень глубоко видит эту проблему. Последние несколько лет он настойчиво рекомендует и настаивает на том, чтобы была реализована стратегия пространственного развития страны, которая основана как раз на сильных сторонах регионов, и решала проблемы их слабых сторон. Чтобы, учитывая эти факторы, вырабатывались конкретные программы развития каждого региона.
Аналогичную работу мы ведем у себя в Чувашской Республике. Ведь наш регион тоже имеет 26 муниципалитетов и нам тоже надо не стягивать все в столицу региона, а определить место каждого муниципалитета и вырабатывать конкретные мероприятия по каждому муниципалитету, исходя из его стратегических особенностей и возможностей. То же самое, думаю, мы будем видеть в плане развития Российской Федерации в ближайшее время. И это, на мой взгляд, основа стратегии развития.
А то, что каждый регион имеет свое особое значение для страны, – это, наверное, исходит из закона функционирования любой системы. Самый простейший пример: возьмем наш организм. Голова, рука, нога, – понятно, это совершенно разные органы, но при этом каждый уникален и очень важен для того, чтобы организм в целом работал хорошо.
– Я правильно понимаю, что вы идею кластерного развития региональных экономик считаете интересной? Без традиционных попыток сажать в ковчег региона «каждой твари по паре» и каждому городу стать «портом пяти морей»?..
– Да. Поэтому запущенная Президентом инициатива «сшивания» страны инфраструктурой, дорогами, трубопроводами и иными составляющими важна как основа создания межрегиональных, межтерриториальных кластеров, региональных наукоградов. Тем более, что современные тренды и тенденции, которые развивают дистанционную работу, – все это в ближайшее время существенно изменят как саму культуру взаимоотношений, так и роль регионов.
– А у регионов вообще осталось в сегодняшней системе право на «личные маневры», например, в сфере налогов?
– Конечно. Коридор маневрирования всегда был и есть. Регион, исходя из своих приоритетов, принимает те или иные решения, направленные на развитие того или иного сектора, отрасли или сегмента экономики.
Сегодня каждый регион очень активно использует эти инструменты. Это дает возможность как раз развивать кластеры, ориентированные на сложившиеся особенности региона. Вот мы говорили о тех сильных сторонах, которые имеет Чувашская Республика. Наши соседи, Республика Татарстан, которая намного экономически мощнее, чем Чувашская Республика, имеет свои сильные стороны. Если у нас – большие трактора, то у них – КАМАЗы. Или нефтехимия, которой в Чувашии нет, а там есть. И так далее. Но при этом друг друга мы здорово дополняем и можем через взаимное проникновение становиться сильнее.
– Могут ли масштабно сотрудничать регионы? Всегда была такая проблема, что каждый регион больше связан с Москвой, чем даже с соседними регионами. Помню, давно, в 1990-е, обсуждали такие инициативы как «Большая Волга», «Сибирское соглашение»… Но фактически все они остались на бумаге. Регионы экономически ориентировались на центр. И даже транспортная сеть была центростремительной: жителю Чебоксар легче оказаться в Москве, чем, условно говоря, в Нижнем Новгороде; жителю Казани легче оказать в Москве, чем в Самаре… Коллаборация между соседними регионами – это все же «разовые случаи»?
– Я бы сказал, что это – развивающееся направление. «Все новое – это хорошо забытое старое»: сейчас инициативы Президента страны, о которых я выше сказал, – «сшивание» страны инфраструктурное, транспортное и так далее – как раз нацелены на то, чтобы регионы между собой кооперировались. А созданная биржа импортозамещения, о которой я рассказал, – тоже позволяет одному региону узнать о другом регионе, о его возможностях и потребностях. Это дает возможность выстроить новые кооперационные связи. На мой взгляд, мы увидим в ближайшие лет пять очень мощный прорыв во всех этих вопросах.
обсуждение