При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В условиях новых реалий финансового рынка и ужесточения политики ЦБ по отношению к банкам, к работе на денежном рынке нужны новые подходы, которые позволят компаниям более эффективно получать короткие кредиты для управления ликвидностью и закрытия кассовых разрывов. Важную роль в новой системе должны играть корпоративные казначейства, которые смогут не только привлекать финансирование для своих компаний, но и эффективно размещать временно свободные средства. Об этом Finversia.ru рассказал президент Ассоциации корпоративных казначеев (АКК) Владимир Козинец.
- Владимир Викторович, конъюнктура на денежном рынке в России в последнее время заметно изменилась. Многие эксперты характеризуют текущую ситуацию как кризис доверия, который спровоцирован ужесточением требований ЦБ РФ к коммерческим банкам. В результате, сегмент коротких заимствований существенно сократился, многие банки закрыли друг на друга лимиты. Как на эту ситуацию реагирует бизнес, в частности, финансовый менеджмент и корпоративные казначейства, которые отвечают за обеспечение компаний кредитами?
- Действительно, с учетом той чистки банковской системы, которую проводит Центробанк РФ, сегодня резко возросли риски недоверия между банками – обороты взаимного кредитования существенно упали. Банки уже не могут так же свободно и оперативно управлять своей ликвидностью, как раньше. А из-за этого в числе прочих страдают корпораты, поскольку отсутствие на рынке денег достаточной ликвидности и определенный дефицит доверия ограничивает возможности компаний по открытию коротких кредитных линий. Получается, несмотря на то, что основная часть средств, находящихся в банках, в принципе принадлежит бизнесу, он не обладает полноценными возможностями для их оперативного использования.
- В своих выступлениях на некоторых мероприятиях вы рассказывали о концепции ДОРЗ (денежного открытого рынка заимствований), которая в числе прочего предполагает короткое кредитование одних компаний другими. Можно сказать, что это своеобразная «касса взаимопомощи» для корпоратов?
- Нет, ДОРЗ – совсем не про это. Он отнюдь не является кассой взаимопомощи. Мы не ставим своей целью создать отдельный рынок для межкорпоративного кредитования. ДОРЗ – это новая концепция построения денежного рынка и управления казначейскими деньгами в условиях изменившихся реалий. Можно даже сказать, новая философия. Хотя финансовое взаимодействие на уровне компаний является одним из ее элементов.
Мы исходим из того, что корпоративные казначейства с каждым днем становятся все более дееспособной и квалифицированной силой, которая может реально оживить денежный рынок, насытить его и обеспечить большее количество возможностей, дать импульс развитию. Если говорить упрощенно, то мы хотим попытаться произвести апгрейд рынка межбанковского кредитования – расширить его за счет подключения корпоративных казначейств и систематизировать – создать, если хотите, этакий «МБК 2.0».
Я еще раз подчеркну, что мы говорим только о коротком денежном рынке. В теории это любые деньги на срок меньше года. На практике, наиболее востребованные сроки находятся в пределах от овернайта до месяца – между банками, и варьируются на месяц, три, шесть – между корпоратами.
То есть речь идет о создании зоны коротких бланковых (то есть выдаваемых без обеспечения доверенным клиентам) денег, в которой количество контрагентов у корпоратов для заимствования и размещения средств будет резко увеличено, и не станет ограничиваться исключительно банками – стратегическими партнерами по основному бизнесу.
В данной зоне денежного рынка могут совершаться 4 типа сделок: межбанковские (банк – банк), депозитные (корпорат – банк), кредитные (банк – корпорат), а также межкорпоративные (корпорат – корпорат) сделки прямого финансирования, о которых вы спрашиваете. Еще раз хотел бы обратить внимание, что мы говорим о сделках без обеспечения. Наличие достаточного количества бланковых лимитов – один из существенных показателей здорового денежного рынка.
При этом компаниям нужно понимать, что только кредитоваться накоротке на этом поле они не смогут – периодически нужно будет и размещать свободные средства, то есть это должно быть разностороннее движение. Иначе возможности участия в этой межбанковско-межкорпоративной системе будут ограничены. На существующем сегодня межбанке есть примеры, когда финансовые организации, которые лишь брали деньги, через некоторое время становились никому не интересны как партнеры.
- Зачем такая система нужна с практической точки зрения?
- Технически появление универсальной короткой денежной зоны приведет тому, что корпорат будет в состоянии обеспечить для себя и открыть на другого контрагента существенно большее количество лимитов, чем сейчас – когда это достаточно трудоемкий процесс.
Сегодня у многих корпоратов открыты в банках револьверные линии – в рамках неких соглашений, по которым можно выбирать суммы на разные сроки отдельными траншами с определенным лимитом. Причем если раньше такие линии обеспечивались залогами (недвижимость, товар в обороте и т.д.), то в последние годы намечается тенденция по минимизации количества обеспеченных револьверных линий, хотя, разумеется во-многом это зависит от финансового состояния заемщика. К переходу на бланковые лимиты стремятся как крупные и средние компании, так и банки, у которых в свою очередь управление и мониторинг залогов тоже расходует много ресурсов. Однако сейчас мы идем дальше и говорим о том, что обычные бланковые линии нужно усовершенствовать, существенно ускорив процессы привлечения и погашения траншей. Внутри АКК мы называем такие экспресс-линии казначейскими.
Речь идет о резком сокращении времени на проведение сделок за счет того, что деск казначейства будет напрямую работать с деском в банке. То есть фактически они совершают сделку по своей технологии, похожей на межбанковскую операцию. В результате, срок поступления денег на счет компании с момента обращения в банк может составить не более 20 минут – такой рекорд, в частности, был у компании «Рольф», в которой я возглавляю департамент казначейства и управления рисками. При обычной револьверной бланковой линии время выдачи – порядка одного дня, поскольку цепочка участников процесса длиннее – корпоративный казначей, персональный банковский менеджер компании, кредитный отдел, казначейство банка.
Сейчас некоторые банки начали укорачивать эту цепочку под уже согласованные лимиты, когда пройден кредитный комитет, подписанное генеральное соглашение. Вообще, это их ноу-хау. Одним из первых, кто вышел на рынок с таким предложением, был «Газпромбанк» в рамках своей системы «ГПБ Дилинг». Помимо прочих функций она предполагает предоставление коротких казначейских денег. Позднее похожие схемы мы обкатали со Сбербанком, МКБ и «Альфа Банком». Сейчас стараемся договориться соответствующим образом со всеми банкам-партнерами.
Однако пока это удается сделать не всегда – сегодня у «Рольфа» таких экспресс-линий около пяти, по ним мы привлекаем порядка 20-30% в общем кредитном портфеле. Но если я попрошу моих коллег оперативно подписать еще 15-20, то меня, мягко говоря не поймут, так как текущие технологии открытия линий не позволяют делать это быстро и комфортно.
Поэтому самое главное – не только создать возможность быстрой выборки и быстрого погашения, но и оперативный сервис получения лимитов и подписания документации. В каждой компании это может быть по-своему структурировано. Но основная идея в том, чтобы стремиться к прямому общению корпоративных казначеев с банковскими казначеями. Формирование ДОРЗ позволит систематизировать открытие быстрых коротких линий, увеличить количество участников и емкость денежного рынка.
- Когда вы планируете реализовать данную концепцию?
- Четких сроков нет. Мы движемся в этом направлении, но нужно понимать, что это объемная и непростая работа, а большинство участников процесса – это действующие казначеи в своих компаниях и, по сути, ДОРЗ создается силами волонтеров-энтузиастов.
Есть три крупных блока вопросов, которые нужно решить для того, чтобы концепция правильно заработала. Первый – необходимо интегрировать систему в имеющиеся на рынке торговые площадки, создать соответствующий инструментарий и разработать единый формат документации. Второй – нужно сформировать информационный хаб для возможности проведения оперативного дистанционного кредитного и юридического анализа. Третий – самый сложный блок – необходима развитая система кредитного риск-менеджмента в компаниях. Чтобы ДОРЗ состоялся, нужно, чтобы заработали все три компонента.
- Какие исходные данные и какие перспективы сейчас?
- Что касается площадок денежного рынка, то наиболее активных в России сейчас пять: Bloomberg, Reuters, Московская биржа, система Delta и совместная платформа компании «Премекс» с Ассоциацией «НП РТС» - терминал PRICE. То есть, те или иные формы стаканов есть. И нужно посмотреть, как мы можем использовать возможности каждой из площадок, какие их проекты и продукты можно адаптировать для коммуникаций ДОРЗ.
Скажем, с Московской биржей уже ведется предварительная работа. В частности, на этой площадке есть такая небиржевая технология, как депозитные аукционы. Крупнейшие игроки ликвидности, а именно ЦБ, Минфин, Казначейство РФ, МСП корпорация, ПФР и ВЭБ через систему депозитных аукционов размещают депозиты в банках. На уровне АКК мы сейчас обсуждаем возможности подключения к этим аукционам крупных и средних корпоратов. В частности, «Рольф» планирует осуществить пилотный проект.
Как следующий шаг, мы хотим модифицировать эту систему в кредитно-депозитный аукцион. То есть инструмент тот же, но для депозитного аукциона это мои лимиты, а для кредитного – добавляются лимиты финансовых контрагентов на меня.
Также у АКК есть совместная рабочая группа с «НП РТС» и компанией Премекс. Сейчас мы решаем, как проводить сделки по казначейским линиям в рамках их системы PRICE.
В перспективе мы не исключаем работу со всеми торговыми площадками – рынок расставит все по местам.
При этом важнейшим пунктом является такая вещь, как создание единого формата кредитно-депозитной документации для ДОРЗ на всех площадках. Например, если банковское и корпоративное сообщества договорятся о едином типовом кредитно-депозитном соглашении, или хотя бы об общих стандартах, то это снимет огромный объем работы.
Второй важнейший блок – создание единого информационного хаба, базы данных, в которой участники ДОРЗ могли бы в электронном виде размещать отчетность и другие сведения, которые банкам нужны для финансовой и юридической экспертизы клиента, прохождения процессов KYC и выставления лимита. Важно, что документы должны находиться в юридически значимом статусе, подписанные ЭЦП. Разумеется, что ответственность за своевременность и корректность документации несет размещающая компания. Появление такого хаба избавило бы компании от перетаскивания в банки коробок с документами, а банкам – сэкономило ресурсы по их обработке. Необходимо отметить, что этот тренд и так уже появляется.
Некоторые банки сегодня сами говорят, что хотели бы иметь онлайн доступ к бухгалтерской отчетности своих клиентов. Аналогичные заявления делает и Налоговая служба. Мы же предлагаем организовать централизованную систему, чтобы любые участники финансового рынка, имеющие соответствующий доступ, могли в нужный момент получить всю необходимую информацию о своем контрагенте. Сейчас мы ведем переговоры с «Интерфаксом», чтобы создать такой хаб на базе модернизированной системы СПАРК. В то же время я не исключаю, что ДОРЗ может быть сформирован и на какой-то другой информационной базе, скажем, НРД или Thomson Reuters, которая уже имеет подобную систему, но пока она не адаптирована для России.
Понятно, что здесь тоже будет очень большой фронт совместной работы с банками и ЦБ РФ в плане систематизации и стандартизации необходимого пакета информации, утверждения формата экономической и управленческой отчетности, периодичности ее размещения, которая позволит адекватно оценить положение компаний именно на момент предоставления короткого кредита.
И, наконец, третий блок – самый тяжелый. Он касается повышения качества кредитного риск-менеджмента в компаниях. Когда мы говорим о коротких деньгах, бланковом рынке, то он невозможен без хорошо развитой системы оценки кредитных рисков и положения контрагентов: банков, страховых компаний, поставщиков и покупателей. Если с привлечением кредитов у большинства корпоратов проблем, скорее всего, нет, то с умением эффективно и безопасно размещать свободные средства дела обстоят сложнее. А, как я уже говорил выше, если ты хочешь нормально равноправно существовать на денежном рынке, то должен не только привлекать, но и размещать. Если у банков эта работа налажена, то у корпоратов кредитный риск-менеджмент развит в разной степени, но в целом по рынку еще есть к чему стремиться.
Если мы хотим, чтобы межкорпоративное бланковое финансирование заработало, то компании должны повышать квалификацию своих риск-менеджеров или отдавать оценку рисков на профессиональный аутсорсинг. Возможен также еще один путь, который основан на системе скоринга – системе оценки кредитоспособности на базе статистических программ. Но ее нужно создавать централизовано, что потребует больше времени. В этом нам могут помочь рейтинговые агентства.
Пока мы, можно сказать, пытаемся собрать мозаику. Хотя первые шаги на пути к формированию ДОРЗ уже сделаны. Так, в ближайшее время планируются тестовые сделки по депозитным аукционам на Московской бирже, а также на терминале PRICE . Совсем скоро мы начнем обсуждение единых стандартов кредитно-депозитной документации со всеми заинтересованными участниками процесса. Следующий этап в текущем плане – обсуждение форматов предоставления информации для банков. В конце этого года, я надеюсь, смогу поделиться с вами уже какой-то конкретикой.
обсуждение