При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О буме на фондовом рынке, перспективных вложениях в 2020 году, станет ли средний класс в России массовым инвестором и как повлияет на это закон о категоризации инвесторов – в беседе с президентом-председателем правления инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Владиславом Кочетковым.
– Чем вы объясните невиданный бурный рост фондового рынка в России?
– Сложилась уникальная ситуация – экономика не растет, доходы населения сокращаются, зато у нас растет капитализация фондового рынка и массово увеличивается количество инвесторов. Парадокс, объясняемый совпадением ряда объективных и субъективных факторов. Среди первых – снижение ключевой ставки и неудовлетворенность населения доходностью по депозитам, развитие инфраструктуры за счет появления возможности открывать счета дистанционно, пополнив его с карты, а в скором времени по номеру телефона и с помощью системы быстрых платежей, появление индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), которые помогают получить дополнительную доходность за счет налогового вычета.
Субъективные факторы – банки поняли, как можно зарабатывать на клиентах, которые выбирают рынок ценных бумаг, а потому им стали не очень интересны депозиты, так как у них итак избыток ликвидности. Среди банков снижать долю вкладчиков в пользу инвесторов первым стал Тинькофф, но потом это активно подхватили Сбербанк и ВТБ. В этом секторе это три основных игрока, которые вносят свой вклад в развитие фондового рынка в части количества открываемых инвестсчетов.
– Эксперты отмечают всплеск интереса россиян к частным инвестициям. К чему это приведет? Можно ли рассчитывать, что средний класс в России станет массовым инвестором?
– Можно, и он уже становится. Другое дело, что сам средний класс в России невелик. Понятно, что критерии могут быть разные, но, по нашим оценкам, к среднему классу – то есть, людям, которые имеют определенные сбережения и готовы их инвестировать, относятся максимум 10 млн человек. На рынке же всего 3-3,5 млн инвесторов, соответственно, потенциал для роста есть, и он, скорее всего будет реализован в ближайшие 2-3 года. То есть, нас ждут несколько лет очень быстрого активного роста.
Скорее всего, изначально фаворитами этого роста станут государственные банки, уже сейчас мы видим, что основной объем привлечения средств приходится на Сбербанк и ВТБ. Это связано с тем, что, имея десятки миллионов клиентов-депозитчиков, они постепенно переводят их на новые услуги. Ключевая ставка снижается не только в России, но и во всем мире – и вместе с ней снижаются ставки по депозитам. Если года три назад мы еще видели двузначные цифры, то сейчас средняя ставка по банкам – в районе 6%. При том, что на облигациях тех же самых банков можно зарабатывать на 2-3% больше, получая еще и налоговый вычет. Соответственно, происходит переток, так как депозит для банков – штука не очень выгодная. У банков много денег, в том числе остатков на счетах юридических лиц, а по депозиту нужно платить процент, делать отчисления в АСВ. Значительно выгоднее банку продать структурный продукт, по которому выплаты варьируются и могут быть нулевыми.
Банки это не афишируют, но по моим подсчетам, маржинальность этих продуктов составляет 8-12%, что достигает маржинальности по кредитам. Но если по последним есть риски, то по структурным продуктам риски для банка нулевые. Как брокер, я этой ситуацией доволен. Миллионы инвесторов, которых привлекают на структурные продукты, через год поймут, что доходность, которую они получили, будет ниже доходности по депозиту и составит 2-4% годовых, а у кого-то и вовсе будет 0. Да, часть людей, получив негатив, уйдет с рынка, а часть, осознавшая, как это все работает, будет переходить в частные брокерские компании.
– Вы думаете, что мало кто будет инвестировать самостоятельно?
– Фондовый рынок удовлетворяет потребность в получении дохода. А вот тратить много усилий на то, чтобы анализировать, активно торговать, готовы немногие. Всегда есть риск совершить ошибку и получить убыток, от которого не застрахованы даже самые опытные трейдеры. Большинство инвесторов хотят получить коробочное решение – нажать на одну кнопку и получить прогнозируемый результат. И тут есть много разных решений: автоследование, на западе это называется copy-traiding, различные модельные портфели, услуги личного менеджера, который дает советы по формированию инвестиционного портфеля, ETF, когда покупая одну, достаточно недорогую бумагу, можно купить целый рынок – американский, российский или вообще мировой. В России аналогом ETF выступают биржевые ПИФы, они чуть дороже, но инструмент достаточно интересный.
Я думаю, что сейчас на рынке будет происходить перемещение в пользу БПИФов, автоследования и может, самостоятельной торговли – покупку сингл-стоков или формирование собственного портфеля из нескольких акций. Направление это интересное, с учетом того, что российские компании наконец-то стали платить дивиденды, и дивиденды неплохие. У ряда бумаг доходность превышает 10%.
– С чем это, по-вашему, связано?
– Ключевым акционерам зачастую нужны деньги. Самый удобный способ их получить – это дивиденды. Классические примеры– «Норильский никель» или МТС, главные акционеры которого нуждаются в кэше. Но стоит признать, что основную роль здесь все же играет государство, потому что госкомпании сейчас обязаны за некоторым исключением платить не менее 50% от прибыли. Крупнейшие компании являются государственными, многие из них обращаются на фондовом рынке, как результат, мы наблюдали всплеск котировок акций «Газпрома», Сбербанка. Частные компании платят в интересах мажоритарных акционеров, ну и ряд компаний, тот же Яндекс, платят дивиденды потому, что у них хорошее корпоративное управление, они озабочены своим имиджем и у них есть на это средства.
– Какие инвестиции в ближайший год будут самыми перспективными?
– Если речь идет о том, в чем хранить деньги, то это зависит от размера сбережений. Если они небольшие, то хранить их лучше в той валюте, в которой вы получаете доход, потому что при конвертации можно потерять прибыль от курсовых разниц. Если сбережения серьезные, то я бы советовал 40% хранить в рублях, 40% – в долларах и 20% – в евро. А может быть, даже исключить евро. Так получается, что еврозона становится основной жертвой от торговой войны США и Китая и страдает даже больше их самих, плюс фактор продолжающегося брекзита. И если США и Китай имеют возможность поддержать свои экономики за счет снижения ставки, то по евро ставки итак отрицательные. Поэтому евро в следующем году будет аутсайдером.
Неплохим вариантом может быть швейцарский франк. И если диверсифицировать вложения, то можно добавить золото: либо через металлические счета, либо через фьючерсы, можно даже приобрести слитки, хотя это затраты на хранение, с другой стороны – приятный кирпичек подержать в руках.
Если это акции – тут все зависит от агрессивности и амбициозности владельца. Умеренный портфель вполне может состоять из акций российских газовых компаний, включая «Татнефть» и «Сургутнефтегаз», с точки зрения дивидендной доходности можно посмотреть на акции МТС, в меньшей степени – «Ростелекома».
Традиционно много интересных идей на американском рынке. Имеются в виду не только американские кампании – там торгуются акции со всего мира – те же Alibaba, которые стремительно наращивают свою выручку и вполне могут присутствовать в портфеле. Ну и для консервативного инвестора – это облигации металлургических компаний и госбанков, которые, как я уже сказал, позволяют получить на 2-3% больше депозитной ставки.
Из крепкого первого эшелона традиционно большую доходность показывают облигации сектора строительства и девелопмента. В них закладывают повышенные риски, но такие компании как «ПИК» имеют стратегическую значимость и вероятность ее банкротства стремится к нулю, в то время как доходность по ее облигациям составляет 10-11%. Учитывая налоговый вычет в 13%, по-моему, это очень неплохая альтернатива депозиту.
– Давно появился институт индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), но далеко не все знают, как им пользоваться. Насколько ИИС может быть массово востребован?
– Инструмент состоялся. Индивидуальный инвестсчет – штука действительно выгодная, пока наиболее востребован вариант, который позволяет получать денежный налоговый вычет с суммы до 400 тыс. рублей. Государство не очень любит возвращать деньги и пытается с этим бороться путем стимулирования инвестсчетов второго типа. Напомню, что они получают возможность не платить налог с дохода. Предполагается, ч то в 2021 году сумма будет увеличена и будет составлять до 2,5 млн рублей (сейчас – 1 млн), будет возможность частичного снятия денег и повышенного пополнения за счет будущих периодов – т.е. в этом году можно внести не 2,5 млн, а 3, но в следующем году планка будет 2 млн. Соответственно, это будет стимулировать привлекательность инвестсчетов этого типа, и я думаю, мы продолжим наблюдать бум в этом сегменте рынка. Ожидается открытие в следующем году не менее 1 млн ИИС – это большой показатель для нашего фондового рынка.
Вообще, рекомендую обратить внимание на этот инструмент. Это редкий случай, когда государство идет навстречу и готово стимулировать инвестиции.
– Готовится закон о категоризации инвесторов. Ваша оценка – как он повлияет на инвестиционные возможности россиян? Плюсы и минусы?
– Тут основной вопрос, в каком формате в итоге он будет принят, какие там будут ограничения. Безусловно, любые искусственные сдерживающие факторы – либо запрет на категории инструментов, либо затруднение доступа к ним за счет необходимости проходить тестирование, где-то даже неоднократно – будут негативно влиять на рынок. Когда для того, чтобы получить что-то необходимо преодолеть цепочку препятствий – вы дважды подумаете, нужно ли вам это развлечение.
Есть ожидание, что закон будет принят в этом году, но никто не видел обновленной версии ко второму чтению в Госдуме. Ключевые моменты, которые беспокоят – это статус инвестсоветников, смогут ли они давать рекомендации, которые брокеры потом смогут выполнить, советник может дать совет, который может оказаться ничтожным, будет ли прямой доступ к иностранным ценным бумагам, как сейчас, и порог, который отделяет обычного инвестора от квалифицированного инвестора. Сейчас он составляет 6 млн рублей, планируется поднять до 10 млн. Разница несущественная, но ограничивает количество участников в 2 раза. Понятно, почему озабочен ЦБ – на рынок приходит массовый инвестор, он не всегда понимает, что делает, не всегда понимает разницу между структурным продуктом и депозитом и когда он получит доходность 0, 2 или 3% дохода вместо обещанных в рекламе 15 или 30%, то он будет чувствовать себя обманутым и регулятор пытается это ограничить. Это справедливо, но нужно защищать инвестора не от рынка, а от недобросовестных практик. То есть, обязать банки, брокерские компании предоставлять подробную информацию, чтобы все «до» были проговорены и инвестор понимал, что может остаться без прибыли. Пока в этом направлении более активно работают саморегулируемые организации, например НАУФОР. На следующей неделе у нас пройдет совет директоров. На котором планируется принять стандарт финансовых продуктов. Это подразумевает подробное информирование о продукте. Этот подходе мне кажется конструктивным, чем все запрещать. Как гражданин России, я имею право купить все, что мне нравится – будь то акции гонконгского метро, Apple, Боинга или австралийской сети публичных домов. Почему эти права планируется ограничить – непонятно. Надеюсь, что Центробанк учтет опыт саморегулирования рынка и смягчит свою версию закона, потому что изначальна она выглядела запретительной, а потом стала более лояльной.
– Каковы перспективы рынков в новом году? Сегодня эксперты за редким исключением массово пророчат кризис. Между тем на американском и европейском фондовых рынках – рекордные подъемы. Российский рынок тоже завершает год в высоком росте и в этом году российские эмитенты выплатили рекордно высокие дивиденды. Это подъем перед бурей или как?
– Факторы сложились, рынок– и российский, и американский, бьет рекорды и этот рост надолго. Не так давно отметили 2 тыс. пунктов индекса активности, это исторический максимум. Тенденция продолжится за счет того, что российские акции стоят дешево, до сих пор по отношению к иностранным аналогам они недооценены в 5-7 раз, притом, что компании хорошо чувствуют себя на рынке, стабильно растут и платят дивиденды, второй приток денег – от инвесторов, в том числе и иностранных, которые до сих пор играют большую роль на отечественном финансовом рынке. Их доля составляет порядка 50% и в этом году, несмотря на санкции и нестабильную внешнеполитическую ситуацию, один из лучших показателей по притоку иностранных инвестиций на фондовый рынок. Связано это с тем, что в Европе ставки отрицательные, в США ставки снижаются, соответственно там можно получить дешевые деньги и выгодно вложить в России. Причем, вложить достаточно консервативно. В следующем году эта ситуация продолжится, поэтому мы ожидаем, что рынок в целом продолжит рост. Можно усреднить риски и вложиться в рынок в целом – купить, скажем, фьючерс на индекс РТС или московской биржи, и на этом заработать.
– Как работает ФИНАМ в Казани? Что может предложить казанцам?
– ФИНАМ – это глобальная финансовая группа, родом из России. Наши офисы открыты в 90 городах, при этом компания присутствует на рынках Европы, Китая, США, в планах – расширение и присутствие на рынках Индии, Мексике и других регионах. ФИНАМ прежде всего помогает вкладывать деньги через брокеров, банк, управляющую компанию. ФИНАМ – это еще венчурный инвестор, у которого есть большой пул интернет-активов. В портфеле у нас порядка 40 компаний и продолжаем отслеживать новые проекты. Нам интересно все, что связано с инвестициями в финтех.
Казань для нас – один из ключевых городов. Все наши услуги, как финансовой группы, в Казани представлены: у нас есть три банковских офиса, предлагаются все брокерские услуги, то есть, придя к нам в офис, клиент получает услуги полноценного финансового супермаркета. Можно купить акции на основных биржах мира, можно инвестировать самостоятельно, а можно поручить это доверительному управляющему, то есть сотни финансовых услуг будут подбираться индивидуально с учетом риск-профиля клиента.
В следующем году мы планируем активно развиваться по банковской линейке – классического кредитования малого и среднего бизнеса, предоставление банковских гарантий. Это направление пока не очень развито, но и банк у нас относительно небольшой. Зато мы гибкие и клиентоориентированные. И еще будем предлагать два новых блока: доступ к IPO с самыми низкими в России тарифами (у нас их не было давно, а на американском рынке появляются десятками каждую неделю и показывают неплохой рост) и первыми в России предложим частным инвесторам покупку акций компаний, которые еще не торгуются на бирже, но готовятся к размещению. Анализ показывает, что покупка акций на пре-IPO-стадии, хоть по нашим меркам, длинная инвестиция – от 2 лет, но позволяет получать доход в среднем выше 25% годовых. Второй блок – это альтернативные инвестиции. Возможности для заработка значительно больше, чем традиционные акции, облигации и фьючерсы. Мы планируем развивать в России направление P2P-кредитования, когда через нас можно давать кредиты физическим и юридическим лицам. Наша задача – обеспечить скоринг и минимизировать риски: чтобы вы не вложились в один кредит, мы «нарежем» десятки и сотни кредитов разного профиля. По нашим оценкам, доходность, на которую может рассчитывать инвестор, оставит 8+ % в долларах или 15+% в рублях.
обсуждение