При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Регулятор ошибочно воспринимает нынешний быстрый рост экономики как перегрев и борется с ним с помощью ключевой ставки. Такое мнение высказал Владимир Брагин, аналитик компании «Альфа-Капитал» в ходе состоявшегося на днях пресс-завтрака.
Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики управляющей компании «Альфа-Капитал», оказался в числе немногочисленных аналитиков, которые в конце 2022 года предсказали бурное восстановление российской экономики в то время, как большинство предсказывало катастрофу. Напомним, что аналитик в ходе 9-го финансового онлайн-марафона Finversia приводил в качестве аргументов будущего роста импортозамещение, новые территории, фискальный стимул и полувоенное положение.
Инфляция – это неплохо
– Да, тогда у меня была какая-то внутренняя уверенность, почему мы будем в 2023 году расти. А вот с уверенностью на 2024 год всё не так просто. И причина в высокой инфляции, – признался Брагин в ходе встречи с журналистами.
Высокая инфляция стала главной неприятностью не только для России – для всего западного мира. Аналитик, между тем, так не считает:
– Все говорят, что инфляция – это плохо, но почему?! Ведь это мощнейший стимулирующий фактор для роста. Хотя бы потому, что происходит «сжигание» долга. Во всех западных экономик в последнее время наблюдается сокращение долга к ВВП – потому, что номинальная ставка ниже инфляции.
Помимо сжигания долга наблюдалось отставание роста заработных плат от фактической инфляции, что привело к высоким корпоративным финансовым результатам. Инфляция оказалась, как это ни странно, благом и для потребителя – из-за роста заработных плат у людей появились деньги для погашения долгов.
Именно из-за повышенной инфляции МВФ резко пересмотрел прогноз по ВВП для США, для ЕС и для России. Так, в 2024 году МВФ ожидает увеличения ВВП России на 2,6%, что на 1,5 процентного пункта выше предыдущего прогноза.
Брагин считает, что руководство российского ЦБ ошибочно воспринимает нынешнюю ситуацию как перегрев:
– Действительно, мы видим рост номинальных расходов и номинальных заработных плат. Однако, если взять реальные цифры, то никакого перегрева нет, – подчеркнул аналитик.
В то же время, в ЦБ хорошо понимают, что трансмиссионный механизм в экономики не работает нормально. Обычно трансмиссионный механизм работает через кредитование, через потребление, через инвестиции:
– Вспомним, как в 2014 году резко подняли ставку и потом случился резкий приток капитала, в результате чего курс рубля укрепился. Но сейчас этого не происходит – капитал не может проникнуть в связи с санкциями, – заявил Брагин.
В связи с этим для снижения инфляции сегодня критически важен стабильный курс рубля, а не жёсткая ДКП, уверен аналитик «Альфа-Капитала».
Рост ВВП. Только обрабатывающая промышленность
По его словам, драматизм ситуации состоит в том, что в Банке России воспринимают быстрый рост экономики как признак перегрева – через циклическую парадигму. Циклическая парадигма подразумевает, что экономика последовательно проходит стадии – от роста до падения воспринимает. И если смотреть на ситуацию формально, то мы увидим, что безработица – низкая, а рост ВВП – повышенный.
– Однако, если посмотреть детально, то мы увидим, что львиная доля роста приходится на обрабатывающую промышленность. То есть, это не фронтальная экспансия экономики, а своего рода реиндустриализация, – отметил аналитик.
Брагин с сожалением добавил, что повышение ставки губительно для гражданских секторов:
– Повышением ставки вряд ли возможно снизить выпуск артиллерийских снарядов, а вот замедлить импорт оборудования для выпуска электроники – вполне.
Согласно прогнозу Владимира Брагина, если ЦБ удастся стабилизировать курс на уровне 90 рублей в среднем по году, то инфляцию можно снизить до 6%. А ставку – до 12% в концу года. При этом, наша экономика вновь покажет рост выше 3,5%.
Локальные облигации – да, юаневые – нет
Евгений Жорнист, руководитель дирекции по работе с инструментами с фиксированной доходностью компании «Альфа-Капитал», выступил с прогнозом по рынку облигаций на 2024 год.
По его словам, перспективно выглядят рублёвые локальные облигации, в том числе корпоративные и государственные:
– Особенно ярко это проявится, когда начнётся процесс снижения ключевой ставки. Мы подсчитали, если «ключ» снизится на 1 процентный пункт, то в длинных ОФЗ можно будет получить 20% (по году). В среднем, локальные облигации принесут 17-19% доходности в долларах.
Жорнист прогнозирует высокую активность на рынке долга в наступившем году – размещений станет больше потому, что происходит переориентация на внутренний рынок. Далеко не все компании ещё пришли на местный рынок.
Замещающие облигации российских эмитентов, а также бумаги эмитентов России во внешнем контуре выглядят, по мнению аналитика, нейтрально. Они принесут 6-8% доходности в долларах. Наконец, облигации эмитентов России в юанях и дирхамах совершенно не интересны – лишь 5-7% доходности в долларах.
Эдуард Харин, руководитель дирекции по работе с акциями компании «Альфа-Капитал», оптимистично смотрит на перспективы рынка акций:
– Мы ожидаем, что с момента снижения ставки рынок начнёт расправляться. При первом намёке на снижение рынок начнёт бурный рост.
Ирина Кривошеева, генеральный директор компании «Альфа-Капитал», рассказала об итогах работы компании в 2023 году.
– Бурный рост экономики в 2023 году связан в том числе с ростом финансового рынка. Шестая часть роста ВВП – это заслуга финансового сектора, который показал 8,6%. В целом, объём индустрии достиг 19 трлн рублей – сообщила Кривошеева.
Активы под управлением «Альфа-Капитала» достигли 1,2 трлн рублей. Количество клиентов достигло 2,05 млн (за последние 3 года рост в 4 раза). Чистое привлечение составило 177 млрд рублей.
Среди планов на этот год, по словам руководителя УК, запуск фондов на цифровые финансовые активы (ЦФА), выход на материковый Китай, запуск других внешних стратегий. Отдельно Кривошеева остановилась на ситуации вокруг замороженных Euroclear активов клиентов.
– Объём замороженных активов наших клиентов составляет 248 млрд рублей. Мы подали против Euroclear иск в российский арбитраж, – сообщила Ирина Кривошеева.
Москва.
обсуждение