При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как обеспечить рост доходности транзакционного бизнеса, как для этого сформировать оптимальную структуру в банке, как ускорить ввод новых продуктов и решений? Эти и другие вопросы обсудили 13 марта в столичном отеле Marriott Novy Arbat участники IV Профессионального банковского форума «Транзакционный бизнес 2019. Рецепт увеличения транзакционного дохода в сегменте юридических лиц. Идеи, продукты, технологии, продажи». Организатором мероприятия традиционно является компания Auditorium Conference Group.
В условиях снижения банковской маржи, усиления регуляторного пресса в отношении кредитных продуктов российские банки уже не первый год особое внимание уделяют транзакционному бизнесу, позволяющему получать отдельный доход от реализации безрисковых продуктов. В первую очередь речь идет о рассчетно-кассовом обслуживании (РКО) счетов: платежах в рублях и валюте, кассовых операциях, инкассации, операционных кассах. Также направление может включать карточные решения, торговый и интернет-эквайринг, спецрешения для казначейств (host-to-host, мультихолдинг, централизованная отчетность) и решения по управлению ликвидностью.
Вклад подразделения, отвечающего за транзакционный бизнес, в общий KPI банка может достигать 35-40%. Об этом рассказал Филипп Литвиненко, директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов дирекции корпоративного бизнеса Московского Кредитного Банка (МКБ). Его доклад был посвящен теме формирования организационной модели, обеспечивающей эффективное развитие соответствующего направления. По мнению спикера, в банках необходимо создавать отдельные компетенции по продуктам транзакционного бизнеса. «Все должно находится в ведении одного специального подразделения – начиная от процесса открытия счета и заканчивая решениями cash-менедмента, включая внедрение и поддержку. Речь идет о создании продукта, его продажах, оптимизации процесса», – сказал спикер.
Поскольку транзакционный бизнес в основном связан с банковскими информационными технологиями, Филипп Литвиненко также сделал акцент на взаимодействии ИТ-служб банка с продуктовиками. По его словам, во многих банках сформировалась порочная практика, когда различным бизнес-подразделениям – отвечающим за розницу, инвестиции, МСП, privat-сегмент, международные связи и пр. – приходится буквально воевать за ИТ-ресурсы. Схематично он изобразил такую структуру в виде бутылочного горлышка, где в очереди к «айтишникам» толкаются все остальные. Эксперт уверен, что для каждого направления банковской деятельности в банке должны быть профильные ИТ специалисты. «Пусть будет хотя бы по одному человек – вовсе не обязательно набирать огромные команды», – уточнил он.
Далее в ходе панельной дискуссии представители банков рассказали о ключевых изменениях в сфере транзакционного бизнеса.
Модератор сессии Михаил Качалкин, сооснователь агентства «Умные метрики», узнав для начала, что в зале присутствует в основном аудитория с большим банковским стажем, задал вопрос – помнит ли кто-то времена, когда транзакционный бизнес считался «несерьезным направлением», а всем «рулили кредитчики и инвестиционщики».
– Мы раньше всегда были в загоне. Но потом что-то произошло. Что и когда, на ваш взгляд? – обратился к залу.
– После кризиса 2008 года, когда пошли увеличения отчислений по нормативам, и начались постоянные изменения правил игры по кредитам… Загнулся кредитный бизнес… Появились требования регулятора к увеличению непроцентных доходов… Зарубежный опыт показал, что у транзакционного бизнеса высокая рентабельность: низкие затраты, широкая диверсификация… На волне развития финтеха, – посыпались ответы.
Алла Диркс, управляющий директор департамента крупного бизнеса Россельхозбанка, отметила фактор ужесточения конкуренции между банками в соответствующей сфере. «Поскольку сейчас снижается маржинальность и у транзакционного бизнеса, то, конечно, банки начинают здесь конкурировать, появляются такие вещи, как демпинг и ценовая война. Многие банки сейчас включают дополнительные бесплатные сервисы, например, бесплатные консультации и сопровождение. Развитие дистанционного банковского обслуживания предоставляет клиенту больше свободы при выборе или смене банка без каких-либо больших трудозатрат», – сказала она.
Евгений Жилов, начальник управления расчетного бизнеса Альфа-Банка, высказал мнение о том, что конкуренция в транзакционном бизнесе сейчас переходит на уровень качества сервиса. «Продуктовая линейка транзакционная никак не меняется с точки зрения логики расчетов, но она меняется, исходя из того, какого качества услуги предоставляются. Поэтому, если мы говорим о том, где в будущем зарабатывать, то не тех же продуктах, но только создавая для них новые сервисы – делая расчеты в онлайне, с применением технологии блокчейн и пр. Те же продукты, но под новым углом», – заметил эксперт.
– Соглашусь – это именно то, что сейчас волнует клиентов, особенно в крупном бизнесе. Но помимо этого, безусловно, еще и скорость расчетов. Особенно сейчас, когда многие клиенты устанавливают расчетные системы, подключая их к ДБО, которое ни в коем случае не должно уступать в скорости и производительности, – добавила Алла Диркс. В такой ситуации, по ее словам, также возрастает роль платежных систем банка и казначейств.
В сфере транзакционного обслуживания малого бизнеса в последнее время очень сильно снизились тарифы. Соответствующие данные представил Сергей Гребенев, руководитель направления количественных исследований Markswebb. В частности, для начинающих предпринимателей банки с 2017 года сократили тарифы почти вдвое, для малых торговых предприятий (магазины у дома) – на 10%. «Ряд банков уже предлагает для определенных групп некрупных предпринимателей бесплатные тарифы. В 2018 году на рынке появилось довольно много таких вариатов», – сообщил аналитик. По его словам, в современных условиях для формирования эффективной тарифной политики по транзакционному обслуживанию МСП целесообразно делить клиентов на группы и создавать для них целевые тарифы. Базовые тарифы, которые еще применяются сегодня во многих банках не пользуются популярностью – с точки зрения выгоды они имеют недостатки практически для всех групп клиентов. Сергей Гребенев также заметил, что клиенты сегодня не готовы разбираться в сложных тарифах. «Если хотите потерять потенциального клиента уже при знакомстве, то покажите ему сложную таблицу с массой «звездочек» и формул. Лучше рассказывать о тарифе максимально просто и прозрачно», – посоветовал он.
Клавдия Скируха, начальник управления по работе с финансовыми институтами, сегмент МСБ, Европейская юридическая служба (ЕЮС), рассказала о новых решениях своей компании, позволяющих увеличить проникновение комиссионных продуктов, в частности, предусматривающих переход от от коробочных решений к автоплатежу для МСБ.
– То есть, заработать можно на улучшении текущих продуктов, за счет скорости обслуживания и дополнительных сервисов, если речь идет о корпоратах, и за счет цен и удобства – для малого бизнеса, – резюмировал Михаил Качалкин.
Москва.
обсуждение