Вторник, 16.12.2025
×
Страхование в ваших финансах: как правильно использовать

Банки рассказали о непроцентных доходах

Аа +
+4 -0

Как обеспечить рост доходности транзакционного бизнеса, как для этого сформировать оптимальную структуру в банке, как ускорить ввод новых продуктов и решений? Эти и другие вопросы обсудили 13 марта в столичном отеле Marriott Novy Arbat участники IV Профессионального банковского форума «Транзакционный бизнес 2019. Рецепт увеличения транзакционного дохода в сегменте юридических лиц. Идеи, продукты, технологии, продажи». Организатором мероприятия традиционно является компания Auditorium Conference Group.

В условиях снижения банковской маржи, усиления регуляторного пресса в отношении кредитных продуктов российские банки уже не первый год особое внимание уделяют транзакционному бизнесу, позволяющему получать отдельный доход от реализации безрисковых продуктов. В первую очередь речь идет о рассчетно-кассовом обслуживании (РКО) счетов: платежах в рублях и валюте, кассовых операциях, инкассации, операционных кассах. Также направление может включать карточные решения, торговый и интернет-эквайринг, спецрешения для казначейств (host-to-host, мультихолдинг, централизованная отчетность) и решения по управлению ликвидностью.

Вклад подразделения, отвечающего за транзакционный бизнес, в общий KPI банка может достигать 35-40%. Об этом рассказал Филипп Литвиненко, директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов дирекции корпоративного бизнеса Московского Кредитного Банка (МКБ). Его доклад был посвящен теме формирования организационной модели, обеспечивающей эффективное развитие соответствующего направления. По мнению спикера, в банках необходимо создавать отдельные компетенции по продуктам транзакционного бизнеса. «Все должно находится в ведении одного специального подразделения – начиная от процесса открытия счета и заканчивая решениями cash-менедмента, включая внедрение и поддержку. Речь идет о создании продукта, его продажах, оптимизации процесса», – сказал спикер.

Поскольку транзакционный бизнес в основном связан с банковскими информационными технологиями, Филипп Литвиненко также сделал акцент на взаимодействии ИТ-служб банка с продуктовиками. По его словам, во многих банках сформировалась порочная практика, когда различным бизнес-подразделениям – отвечающим за розницу, инвестиции, МСП, privat-сегмент, международные связи и пр. – приходится буквально воевать за ИТ-ресурсы. Схематично он изобразил такую структуру в виде бутылочного горлышка, где в очереди к «айтишникам» толкаются все остальные. Эксперт уверен, что для каждого направления банковской деятельности в банке должны быть профильные ИТ специалисты. «Пусть будет хотя бы по одному человек – вовсе не обязательно набирать огромные команды», – уточнил он.

IV Профессиональный банковский форум «Транзакционный бизнес 2019. Рецепт увеличения транзакционного дохода в сегменте юридических лиц. Идеи, продукты, технологии, продажи»
IV Профессиональный банковский форум «Транзакционный бизнес 2019. Рецепт увеличения транзакционного дохода в сегменте юридических лиц. Идеи, продукты, технологии, продажи»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Далее в ходе панельной дискуссии представители банков рассказали о ключевых изменениях в сфере транзакционного бизнеса.

Модератор сессии Михаил Качалкин, сооснователь агентства «Умные метрики», узнав для начала, что в зале присутствует в основном аудитория с большим банковским стажем, задал вопрос – помнит ли кто-то времена, когда транзакционный бизнес считался «несерьезным направлением», а всем «рулили кредитчики и инвестиционщики».

– Мы раньше всегда были в загоне. Но потом что-то произошло. Что и когда, на ваш взгляд? – обратился к залу.

– После кризиса 2008 года, когда пошли увеличения отчислений по нормативам, и начались постоянные изменения правил игры по кредитам… Загнулся кредитный бизнес… Появились требования регулятора к увеличению непроцентных доходов… Зарубежный опыт показал, что у транзакционного бизнеса высокая рентабельность: низкие затраты, широкая диверсификация… На волне развития финтеха, – посыпались ответы.

Алла Диркс, управляющий директор департамента крупного бизнеса Россельхозбанка, отметила фактор ужесточения конкуренции между банками в соответствующей сфере. «Поскольку сейчас снижается маржинальность и у транзакционного бизнеса, то, конечно, банки начинают здесь конкурировать, появляются такие вещи, как демпинг и ценовая война. Многие банки сейчас включают дополнительные бесплатные сервисы, например, бесплатные консультации и сопровождение. Развитие дистанционного банковского обслуживания предоставляет клиенту больше свободы при выборе или смене банка без каких-либо больших трудозатрат», – сказала она.

Евгений Жилов, начальник управления расчетного бизнеса Альфа-Банка, высказал мнение о том, что конкуренция в транзакционном бизнесе сейчас переходит на уровень качества сервиса. «Продуктовая линейка транзакционная никак не меняется с точки зрения логики расчетов, но она меняется, исходя из того, какого качества услуги предоставляются. Поэтому, если мы говорим о том, где в будущем зарабатывать, то не тех же продуктах, но только создавая для них новые сервисы – делая расчеты в онлайне, с применением технологии блокчейн и пр. Те же продукты, но под новым углом», – заметил эксперт.

– Соглашусь – это именно то, что сейчас волнует клиентов, особенно в крупном бизнесе. Но помимо этого, безусловно, еще и скорость расчетов. Особенно сейчас, когда многие клиенты устанавливают расчетные системы, подключая их к ДБО, которое ни в коем случае не должно уступать в скорости и производительности, – добавила Алла Диркс. В такой ситуации, по ее словам, также возрастает роль платежных систем банка и казначейств.

В сфере транзакционного обслуживания малого бизнеса в последнее время очень сильно снизились тарифы. Соответствующие данные представил Сергей Гребенев, руководитель направления количественных исследований Markswebb. В частности, для начинающих предпринимателей банки с 2017 года сократили тарифы почти вдвое, для малых торговых предприятий (магазины у дома) – на 10%. «Ряд банков уже предлагает для определенных групп некрупных предпринимателей бесплатные тарифы. В 2018 году на рынке появилось довольно много таких вариатов», – сообщил аналитик. По его словам, в современных условиях для формирования эффективной тарифной политики по транзакционному обслуживанию МСП целесообразно делить клиентов на группы и создавать для них целевые тарифы. Базовые тарифы, которые еще применяются сегодня во многих банках не пользуются популярностью – с точки зрения выгоды они имеют недостатки практически для всех групп клиентов. Сергей Гребенев также заметил, что клиенты сегодня не готовы разбираться в сложных тарифах. «Если хотите потерять потенциального клиента уже при знакомстве, то покажите ему сложную таблицу с массой «звездочек» и формул. Лучше рассказывать о тарифе максимально просто и прозрачно», – посоветовал он.

Клавдия Скируха, начальник управления по работе с финансовыми институтами, сегмент МСБ, Европейская юридическая служба (ЕЮС), рассказала о новых решениях своей компании, позволяющих увеличить проникновение комиссионных продуктов, в частности, предусматривающих переход от от коробочных решений к автоплатежу для МСБ.

– То есть, заработать можно на улучшении текущих продуктов, за счет скорости обслуживания и дополнительных сервисов, если речь идет о корпоратах, и за счет цен и удобства – для малого бизнеса, – резюмировал Михаил Качалкин.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Будет ли новая пенсионная реформа? Будет ли новая пенсионная реформа? Что говорят о вероятности новой пенсионной реформы. Индексация пенсий и пенсионных коэффициентов в 2026 году. Обсуждение пенсионных проблем вызывает гнев «лучших людей города». Вранье о «13-й пенсии». Лучший способ получать достойную пенсию – не выходить на нее. Где и как хотят путешествовать пенсионеры. Кто «заплатил» за разговор о пенсиях. Сколько стоит терпение? Джим Крамер советует обратить внимание на Procter & Gamble Джим Крамер советует обратить внимание на Procter & Gamble Известный финансовый обозреватель CNBC Джим Крамер на фоне нестабильной рыночной динамики вновь обратил внимание инвесторов на компании защитного сектора, способные извлекать выгоду из технологического прогресса без колоссальных затрат, характерных для бигтеха. В числе таких компаний он выделил Procter & Gamble (P&G), подчеркнув, что в текущих условиях предпочтение стоит отдавать не тем, кто создает дорогие технологические платформы, а тем, кто эффективно использует уже доступные инновации для повышения эффективности бизнеса. Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Российский финансовый сектор находится на этапе масштабной технологической перестройки ввиду регуляторных требований и ограничений на использование зарубежного программного обеспечения. Ужесточение стандартов ЦБ, в том числе приказ № 683-П, ставит перед банками и страховыми компаниями задачу не только обеспечить высокий уровень информационной безопасности, но и выстроить устойчивую ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений. Вместе с Кириллом Диановым, руководителем направления облачной интеграции «Онланты», обсудили тренд на импортозамещение в финсекторе и проанализировали ряд используемых решений.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)