При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Нерегулируемый крипторынок таит в себе большое количество опасностей и столько же возможностей. Число и тех, и других уменьшится после принятия отраслевого законодательства. К такому выводу пришли эксперты во второй день конгресса БлокчейнРФ-2018, организованного РАКИБ и КВК «Империя».
В одном из залов с утра проходила секция «Новые возможности инвестирования в криптовалюты для физических и юридических лиц». Перед началом работы собравшиеся почтили минутой молчания память погибших в Кемерово 25 марта.
«Странные» банки толкают бизнес в криптосферу
После приветствия от организаторов вступительное слово произнёс Вадим Ширяев, официальный представитель в России Всемирной ассоциации знаний. «Крупнейшие по капитализации компании сегодня – это те, кто научился ставить на баланс нематериальные активы, - отметил он. – Блокчейн как раз призван в этом помочь».
Модераторами секции выступили главный редактор телеканал РБК Даниил Бабич и управляющий партнер MDG Inc. Дмитрий Потапенко.
- Всегда сложно привлечь деньги в свой бизнес в России. Высокие процентные ставки, недоступные кредиты, какие-то странные у нас, не очень хорошие банки, если вы не инсайдер и ваш родственник не глава и не владелец банка. Но экономика предоставляет новые возможности. В частности, об этом мы сегодня и поговорим, - подвёл к дальнейшему разговору Даниил Бабич.
Инвесторов по осени считают
Заместитель генерального директора ФИНАМ Ярослав Кабаков заявил, что произошёл приток огромного количества финансово неграмотного населения в сферу криптоактивов. В то же время, заметного перехода клиентов из классического финансового сектора в криптоактивы не зафиксировано. Традиционные инвесторы относятся к крипторынку с большой настороженностью.
Ярослав Кабаков напомнил, что компания ФИНАМ запустила первый и пока единственный на российском рынке фьючерс на биткоин.
- Если не будет качественного изменения рынка, вряд ли мы увидим рост криптовалют, - сделал прогноз Кабаков.
В любом случае, массовый приход крупных игроков-физиков в криптовалюты ещё впереди, констатировал эксперт.
- Есть ожидание разочарования, связанного с крипторынком, в ближайшие несколько месяцев. Спад придётся где-то на лето. И возобновление интереса, включение криптоактивов в классическую инфраструктуру, изменения законодательства и новый виток интереса ожидается примерно с конца лета и в основном придётся на осень, - предположил Ярослав Кабаков.
- Иногда мне доводится ездить в метро вечером и слышать, о чём говорит молодёжь. Ни разу я не слышал, чтобы говорили про фондовый рынок. А про биткоин говорят все, - прокомментировал выступление представителя ФИНАМ Даниил Бабич.
- А если бы дело происходило в 90-е, в метро говорили бы про «МММ». Это нормально, молодняк всегда хочет быстро срубить бабла. Но часть из них со временем всё равно придут к Ярославу, - высказал свою точку зрения Дмитрий Потапенко. – Царства-государства сейчас должны издать хоть какое-нибудь законодательство. Наше царство-государство пока не очень в этом преуспело. Минтруд выпустил макулатуру под названием «Как заплатить налоги по операциям с крипто-чем-то там…», потому что криптовалюты – это, как мы знаем, не совсем корректный термин.
Шёл 96-й день нисходящего тренда…
- Мы в даунтренде нисходящего падения, сегодня 96-й день пошёл, - получив микрофон, констатировал сооснователь Crypsis Blockchain Holding Андрей Грачёв. – Капитализация криптовалютного рынка упала с 800 миллиардов плюс до 300 млрд долларов.
Учредитель Инвестиционного клуба «Капитал» Евгений Ходулёв поделился собственной статистикой. 54% резидентов клуба имеют брокерские счета и 72% - кошелёк либо счёт на криптобирже. Средний возраст резидентов клуба составляет 35 лет.
- Что будет дальше? Такой лафы, которая была в 2017 году – её не будет. Даже когда сменится тренд, уже не будет такого безумного роста. Постепенно будет снижаться волатильность, - высказал предположение сооснователь Blockchain-invest Евгений Королёв. – Я уверен, банки захотят контролировать криптовалюты.
На данный момент интерфейс криптобирж очень сильно отстаёт от фондового рынка. Кроме того, с них нередко воруют деньги. «Бывает, что люди не могут вывести средства ни с первого, ни со второго раза. Таких ситуаций будет всё меньше с введением регулирования в разных странах», - считает Евгений Королёв.
Посмотреть в глаза дедушке
- Даунтренд продлится ещё до лета точно, я бы подождал входить в криптовалюту, - добавил Андрей Грачёв.
Он сказал несколько слов о самом обсуждаемом ICO: «Все хотят войти в Telegram, все сейчас его купят, и когда он выйдет на рынок, там окажутся одни продавцы. И Gram ляжет».
- Сейчас очень хорошие возможности шортить биткоин, - дал практическую наводку Андрей Грачёв. – Кроме того, интересны EOS и IOTA.
На крипторынке реально зарабатывать 3-7% в день, поделился опытом спикер.
- Бывает, человек хочет запрыгнуть в уходящий поезд и цепляется за последний вагон. Потом оказывается, что это вообще не вагон, а тележка, и он никуда не едет, - образно описал тактику неопытного инвестора сооснователь Crypsis Blockchain Holding.
Основатель международной торговой платформы Export.Online Наталья Подгорецкая рассказала о планируемом ICO.
- Основное – это проверить людей, делающих ICO. До третьего-четвертого колена, - уточнил Дмитрий Потапенко. – Не важно, что хочет человек – продать токен, получить какой-то вексель или деньги. Главное – это узнать, кто он и где родился.
- Посмотреть ему в глаза? – спросил Даниил Бабич.
- Я бы сказал, посмотреть в глаза его дедушке, - ответил Дмитрий Потапенко.
Окно возможностей скоро закроется?
Профессор МГИМО Элина Сидоренко описала происходящее так:
- Когда рынок сырой, спамовые и скамовые проекты вызывают бурю негодования. Мы видим массу обрушений, не обо всех из них узнаёт общественность. Создаются скамовые криптофонды, люди покупают инвестиционный пакет и потом оказываются ни с чем. Пришло время защищать людей, которые вкладывались в это.
Элина Сидоренко рассказала о запуске правозащитного проекта в ВЭБ: «Будем ждать обращений к нам людей и компаний, которые пострадали от недобросовестных участников крипторынка. К сожалению, на правотворческом уровне не получается решить эти проблемы. К объектам гражданских прав криптовалюты сегодня не относятся. Вам откажут в возбуждении уголовного дела, если у вас украли криптовалюту. На сегодняшний день подготовлено всего одно обвинительное заключение, но дело пока судом не рассмотрено и приговор не вынесен».
Сегодня возможно возбудить дело только по ст. 272 Уголовного кодекса РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». И то только в том случае, если в кошелёк «залезли» и украли деньги. «От всевозможных а-ля инвестиционных фондов это, к сожалению, не защищает», - пояснила профессор МГИМО.
«Очень смущает, что ни в одном, ни в другом из представленных законопроектов нет понятия блокчейна как технологии распределённого реестра, - сообщила своё мнение Элина Сидоренко. – Мы подготовили проект поправок».
- Вокруг нас ходят единороги, правда они пока в тумане. Мы можем подумать, что ухватились за рог, а ухватимся за какую-нибудь неприличную вещь… Если сильно чешутся руки, дождитесь 2019 года, - подытожила Элина Сидоренко. – Я не думаю, что 1 июля мы получим полноценный закон о цифровых активах.
По словам Элины Сидоренко, с принятием отраслевого законодательства «туман рассеется», и «единорогов увидят все». На цивилизованном рынке порядка будет больше, но и ставки доходности значительно снизятся.
Ряды майнеров поредели
После перерыва в рамках секции «Майнинг в России: обязанности и возможности» эксперты обсудили юридические и практические аспекты добычи криптовалют.
Вице-президент по цифровой интеграции РАКИБ Сергей Ручьёв отметил, что количество устройств для майнинга в России исчисляется миллионами. В декабре их доходность доходила до $175 в день. Появились и причудливые устройства, такие, как роутер со встроенными чипами для майнинга, работы которых хватает для оплаты интернета. Вошли в обиход майнинг-отели и «облачный майнинг».
- Любая бабушка может стать майнером, просто зайдя на сайт и купив мощности, и получать доход каждый день. Все было бы прекрасно, но курсы криптовалют упали более чем в два раза. Даже биткоин склонил голову. Ряды наши поредели, даже спикеров не хватает, – сказал докладчик, указав на пару свободных кресел в президиуме.
Срок окупаемости майнинговых устройств растянулся до 20 месяцев, привёл расчёты Сергей Ручьёв. «Стоит ли вообще этим заниматься?» - задал он закономерный вопрос.
- Ситуацию из тупика вполне может вывести искусственный интеллект, - ответил Ручьёв сам себе. – Чтобы молотилка работала, её надо как следует кормить подготовленными данными.
Дмитрий Потапенко, модерировавший секцию, вновь заговорил о важном – о налогах:
- Минтруд с Минфином порекомендовали заплатить доход с какого-то там дохода. Почему я бы не рекомендовал этого делать? Потому что нет ясности в определениях, что такое вообще «крипто». Если вы заплатили налог с какой-то валютной операции, через полгода или позже вам могут сказать, что нужно заплатить ещё.
Интернет-омбудсмен, президент Русской майнинговой компании Дмитрий Мариничев напомнил, что владелец майнингового оборудования не является прямым получателем дохода от майнинга. Доход получает пул, которому владелец предоставляет свои мощности.
- Пока вы не получили вознаграждение от сети, никакого дохода вы не получите. Кроме того, пока вы не перевели «фантики» в фиатную валюту, дохода у вас по-прежнему нет, - подчеркнул Мариничев.
Слухи о грозящем миру по вине майнеров энергетическом апокалипсисе сильно преувеличены, полагает интернет-омбудсмен:
- То, что это энергозатратная история – это ерунда. Одна Иркутская область тратит на обогрев зданий больше, чем весь мир тратит на майнинг.
Руководитель регионального комитета РАКИБ Александр Григорьев в очередной раз озвучил позицию РАКИБа: «Майнинг не предпринимательская деятельность, и смысла облагать налогом людей, которые обеспечивают инфраструктурную составляющую, нет».
- Наша страна обладает всеми ресурсами, чтобы занять минимум 10% мировых мощностей вычислений. Но нам необходимо объединение разносторонних майнинговых мощностей, - полагает CEO MineRussia Максим Васёкин.
- Это регуляторная часть? Какой-то великий отец должен прийти, или как это должно происходить? – спросил Дмитрий Потапенко.
- Это должны быть пулы, - ответил Максим Васёкин.
Москва.
обсуждение