При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Во второй день III Международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг Банк России озвучил детали концепции категоризации инвесторов.
Дискуссию «Совершенствование системы защиты инвесторов на финансовом рынке» открыл председатель попечительского совета Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, Президент НАУМИР Алексей Саватюгин. Он отнес к «топ-5 худших идей Банка России» разделение инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, а также введение регулирования инвестиционных советников, которым как раз и была посвящена модерируемая им сессия.
Тварь дрожащая или право имею?
Заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Елена Ненахова уверила, что концепция разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных не ограничивает право физических лиц приобретать какие-либо финансовые инструменты. По ее словам, проект разработан в целях повышения уровня доверия граждан к финансовому рынку и устанавливает требования только к профессиональным участникам рынка. Всех клиентов брокера или доверительного управляющего по умолчанию предлагается считать «особо защищаемыми неквалифицированными инвесторами» и предлагать им наиболее простые и наименее рискованные инструменты: ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (первого и второго уровней), кроме коммерческих облигаций, неограниченные в обороте инвестиционные паи ПИФ, организованный валютный рынок и организованный рынок драгоценных металлов. Особо защищаемый неквалифицированный инвестор после сдачи бесплатного квалификационного экзамена на сайте биржи может работать с ПФИ и маржинальными сделками. Сдача индивидуального тестирования у брокера также дает доступ к маржинальным сделкам.
«Простой неквалифицированный инвестор» должен соответствовать хотя бы одному из требований – иметь высшее экономическое образование, сумму денежных средств и (или) стоимость приобретенных финансовых инструментов, находящихся у лица, осуществляющего категоризацию, более 400 тыс. рублей. В этом случае физическое лицо получит чуть больший доступ к финансовым инструментам. Квалифицированные инвесторы также будут делиться на две подкатегории. Простой квалифицированный инвестор соответствует как минимум одному из критериев: опыт работы не менее двух лет; не менее одного года совершал сделки с ценными бумагами и ПФИ в установленном объеме; размер активов не менее 10 млн. рублей; сумма денежных средств, переданных лицу, осуществляющему категоризацию, не менее 1,4 млн. рублей плюс опыт совершения сделок с ЦБ и ПФИ – не менее 6 месяцев. Профессиональный квалифицированный инвестор обладает как минимум одним критерием: международный квалификационный аттестат; не менее трех лет совершения сделок с ценными бумагами; опыт работы не менее трех лет в ФО, являющейся квалифицированным инвестором; размер активов составляет не менее 50 млн рублей.
При этом любой клиент сможет купить любой продукт на сумму до 50 тысяч рублей. У инвестора также будет «право на последнее слово». Он сможет приобретать любые инструменты, если возьмет на себя все риски. А брокер или доверительный управляющий обязан ему о них рассказать. Профучастник рынка ценных бумаг будет нести гражданскую ответственность за неправильную квалификацию инвестора. Административная ответственность в виде штрафа и дисквалификации также возможна.
Алексей Саватюгин отметил, что представленная версия законопроекта либеральнее, чем первоначальная, однако к ней по-прежнему остается много вопросов.
– Я искренне убежден, что человек, окончивший физтех или мехмат, лучше разберется в сложных финансовых инструментах, чем человек, купивший диплом менеджера по маркетингу, – добавил модератор.
С ним согласилась Инна Рыкова, руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина России. По ее мнению, инженерное образование зачастую позволяет лучше разобраться в финансовых инструментах, чем экономическое.
Не более 15% годовых
Андрей Паранич, директор Ассоциации "Национальная лига независимых инвестиционных советников", сообщил о различиях между структурой ИИСов, самостоятельно управляемых инвесторами, и тех, что управляются доверительными управляющими. В первом случае структура портфеля обычно логична и понятна: преимущественно – облигации, еще около 30% – акции и небольшая доля – ПИФы. ИИСов в доверительном управлении на 60% состоит из ПИФов. «Получается, что платится комиссия доверительному управляющему, плюс комиссия заложена внутри самого ПИФа. Что остается клиенту?» – задался вопросом Андрей Паранич.
Практика показывает, что люди достаточно изобретательны в своем стремлении получить именно те инструменты, которые хотят. «Если человек поймет, что нормальный уровень доходности – это не 1000% годовых, а, в лучшем случае, 15% годовых, то интерес к финансовым пирамидам сам собой исчезнет», – сказал Андрей Паранич. Роль просветителей в этих вопросах, очевидно, должны взять на себя независимые советники. По оценке спикера, в России порядка 2000 человек занимаются финансовым консультированием, не являясь сотрудниками финансовых организаций.
Тему законопроекта об инвестиционных советниках продолжила Екатерина Андреева, вице-президент НАУФОР. Она вспомнила, как «в 2008 году сейлзы крупных компаний в сфере ДУ ходили с охраной». Новое регулирование направлено в том числе и на то, чтобы обезопасить инвестиционного советника от его клиентов, отметила она.
– Мы, как авторы законопроекта, сделаем все от нас зависящее, чтобы индустрия мягко вошла в этот закон, – добавила Екатерина Андреева.
До 1 млн 400 тысяч – к роботу
Генеральный директор компании «Эмкварта. Персональный советник» Наталья Смирнова сообщила, что требования закона об инвестсоветниках не заоблачны, и им вполне можно соответствовать. Однако лучше делать это не в одиночку, а работать «хотя бы в паре». Один человек будет соответствовать требованиям по уровню квалификации, другой – обеспечивать сдачу отчетности. По словам Натальи Смирновой, 99% запросов инвесторов, желающих вложить до 400 тысяч рублей, не имеют запроса на риск. Схема работы с ними проста, сказала инвестсоветник: «Вот тебе ИИС типа А, вот тебе ОФЗ, и живи счастливо». Те, у кого денег значительно больше, зачастую хотят «придаться страсти» и выбрать на финансовом рынке «что-нибудь интересненькое». Лиц с суммами инвестиций до 1 млн 400 тысяч рублей Смирнова назвала «типичными клиентами робоэдвайзеров».
Екатерина Андреева добавила, что в законе об инвестиционных советниках появились понятия «автоследования» и «автоконсультирования».
Защита не от риска, а от финансового краха
Генеральный директор компании «Трастфорекс» Игорь Динес усомнился в необходимости категоризации инвесторов: «Ограничение прав граждан Российской Федерации – это неправильный путь. Когда мы говорим, что потребителя финансовых услуг и сервисов надо защищать, мы должны четко понимать – кого, зачем и от чего».
– Вход в доходность зачастую возможен только через риск. От чего надо человека защищать – так это от финансового краха, а не от риска, – сообщил свою точку зрения Игорь Динес.
Он подробно остановился на существующем механизме защиты клиентов форекс-дилеров, который включает в себя: сегрегированные счета, компенсационный фонд, сформированный участниками рынка, право судебной защиты и т.д.
– Когда мы пытаемся увеличить регулирование, мы идем по очень сложному пути. Регулирование порождает регулирование. Избыточное регулирование – это зло, а не добро, под какими бы благими намерениями оно не предлагалось, – подчеркнул Игорь Динес. – Защищать надо только уязвимые социальные группы, и определять их нужно не по знаниям, не по капиталу, а по психологическим характеристикам.
Валерий Скотников, представитель Московской Биржи, рассказал о реализуемых образовательных и обучающих проектах для розничных клиентов.
Защитить поднадзорных
Сессию «Противодействие недобросовестным финансовым практикам и финансовому мошенничеству» вел ведущий научный сотрудник Кафедры макроэкономической политики и стратегического управления МГУ им. М.В. Ломоносова Ростислав Кокорев.
Валерий Лях, директор Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России, рассказал об организации в управлениях Банка России по всей стране специальных отделов по противодействию недобросовестным практикам. «В первую очередь, признаться, мы смотрели на нелегальных участников микрофинансового рынка. Потому что в некоторых регионах их число сравнялось с количеством легальных участников. Это могло не то что создавать недобросовестную конкуренцию, а полностью вытеснять легальных участников», – привел пример директор Департамента. Силами ЦБ создается специальный хаб по выявлению и противодействию финансовым пирамидам, он будет расположен в Хабаровске.
– В первую очередь, мы работаем над тем, чтобы защитить поднадзорные нам организации от недобросовестной конкуренции, – добавил Валерий Лях.
Марат Сафиулин, управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, заявил об отсутствии возможностей массового и оперативного оповещения граждан о появлении финансовых пирамид. Он также предложил привлекать волонтеров финансового просвещения к работе с жертвами финансовых мошенников.
Сто сортов колбасы и мисселинг
Генеральный директор Аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев посвятил свой доклад «мисселингу», который он назвал «обратной стороной низкой финансовой грамотности». Агентство проводит оценку качества продаж в финансовых организациях при помощи метода «тайный покупатель».
– Если у вас два сорта колбасы – копченая и вареная, то мисселинг не получается. Если же их сто, то есть возможность предложить потребителю чуть более дорогой и чуть менее качественный продукт, – прокомментировал модератор.
Председатель Комитета по контролю за деятельностью членов СРО АФД Дмитрий Майборода рассказал, как Ассоциация форекс-дилеров проводит «контрольные закупки» с целью проверки качества услуг, оказываемых российскими лицензированными форекс-дилерами.
Председатель оргкомитета конкурса региональной финансовой журналистики «Рублевая зона» Дмитрий Дригайло посвятил свое выступление роли СМИ в работе с обращениями потребителей финансовых услуг.
Финансовый омбудсмен АРБ Павел Медведев указал на недостатки принятого закона о финансовом уполномоченном, заявив, что он абсолютно нерабочий.
В заключение об ИТ
Сессию «Финансовая безопасность: цифровые финансовые услуги и права потребителей» вел исполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев.
Ольга Краева, представитель Управления методологии и стандартизации информационной безопасности Главного управления безопасности и защиты информации Банка России, рассказала о наиболее распространенных типах атак.
Артем Генкин, президент АНО "Центр защиты вкладчиков и инвесторов", поддержал идею разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, добавив, что для неквалифицированных нужно ввести дополнительные механизмы страхования.
Павел Карягин, член коллегии СРО «Ассоциация форекс-дилеров», рассказал о планах АФД ввести добровольную сертификацию информационно-торговых систем форекс-дилеров.
Сергей Масленников, старший управляющий эксперт Промсвязьбанка, призвал посмотреть на проблему защиты прав с другой стороны. Его выступление было посвящено защите прав профессиональных участников рынка ценных бумаг от недобросовестных практик.
В работе сессии также приняли участие председатель Совета директоров ПАРТАД Павел Дубонос и руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации "Финансовые инновации" Алия Юсупова.
Москва.
обсуждение